О благородстве

06-03-2011, Комментариев нет

3463652Коллега по кафедре работает в издательском отделе Харьковского дворянского собрания. Спрашиваю: чем заняты эти т.н. дворяне? Тешат тщеславие, ищут выгоды или хотят узнать историю своего рода?

Отвечает: кто как. Главные активисты намерены добиться международного признания того, что в Украине было национальное дворянство. Например, Франция является республикой, однако ее дворянские фамилии легализованы. А регистратором дворянских родов европейских народов является… Ватикан. Там хранится общий список гербовников, на основании которого он выдает свидетельства представителям благородных родов.

Благородство — в идеале личные качества представителя знатного («благого») рода, то есть аристократа, дворянина, обретавшиеся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него ответственности.

Это высокая нравственность, самоотверженность и честность, возвышенность мотивов поведения человека, их «родственность Благому». Согласно словам Христа, благим является только Бог (Матф.19:17).

Участие в военных действиях было главной повинностью дворянства. Поэтому кодекс чести дворянина обязательно оговаривал отношение к врагам.

Что значит проявить благородство к врагу? Действовать гласно («с открытым забралом», «иду на вы»), давать противнику равные с собой шансы, сражаться честно и по правилам, скорбеть о его поражении.

Словом, не бояться противника и уважать его сильные стороны.

Благородство Христа ярко проявилось в Его отношении к давнему врагу — Дьяволу.

Их отношения имеют в Писании четыре условных стадии.

ПЕРВАЯ стадия. Самых древних событий касается

Иез. 28:12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. 13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. 14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. 15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. 16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. 17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. 18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. 19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.

Люцифер находился в присутствии Божьем, руководил ангельским хором. Затем изгнан с Неба и пришел туда, где его приняли — на Землю.

Главные мысли этой погребальной песни — восхищение и сожаление. Этот плач напоминает гимн Давида по поводу смерти Саула с той разницей, что Давид вообще не упоминает о десятилетних репрессиях со стороны покойного царя и многократных попыток убить Давида:

2Цар.1:19 краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! как пали сильные! 20 Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. 21 Горы Гелвуйские! да [не сойдет] ни роса, ни дождь на вас, и да не будет [на вас] полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. 22 Без крови раненых, без тука сильных лук Ионафана не возвращался назад, и меч Саула не возвращался даром. 23 Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов [они были]. 24 Дочери Израильские! плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы.

ВТОРАЯ стадия. Книга Иова описывает, как изгнанный Люцифер самовольно являлся в присутствие Божье вместо сверженного им Адама.

Иов 1:7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. 8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. 9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? 10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; 11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? 12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей.

И Сатана исполняет всё в точности. Люцифер полностью подконтролен Богу: Господь как старший обращается к нему первым, тот сразу же отвечает и во всём следует Божьим приказам. Это холодные рациональные отношения парламентеров воюющих сторон.

Властью Бога над бесами объясняются и многие непонятные, на первый взгляд, выражения:

1Цар.18:10 напал злой дух от Бога на Саула…

3Цар.22:19 я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; 20 и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; 21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так.

ТРЕТЬЯ стадия. Злоупотребляя Божьим долготерпением, Дьявол неустанно заявляет свои права на грешных и праведных.

Иуд. 1:9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».

Современный перевод: когда архангел Михаил соперничал с дьяволом, споря с ним о теле Моисея, он не позволил себе осудить его с оскорблениями, но сказал лишь: «Пусть Господь тебя укорит!»

Моисей умер. Сын Божий в облике архангела пришел его воскресить. Сатана заявил, что Моисей умер из-за своего греха, а потому принадлежит ему. Михаил не вступил в перебранку с ним, а обратился к Богу с просьбой рассудить их.

Еще один случай.

Зах. 3:1 И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. 2 И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? 3 Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, 4 который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные.

Сцена суда над священником Иисусом. Присутствуют: священник Иисус (обвиняемый), Ангел Господень (Сын Божий — адвокат и судья), Сатана (обвинитель).

Книга Елены Уайт «Пророки и цари», гл. 47: когда священник «умолял, чтобы исполнились Божьи обетования, сатана беззастенчиво возражал ему. Он [Дьявол] указал на беззакония Израиля, из-за которых тот больше уже не имел права надеяться на возвращение милости Божьей. Он заявлял на них права как на свою добычу и требовал, чтобы они были отданы в его руки.

Великий иерей не мог защитить ни себя, ни народ от обвинений сатаны. (…) В запятнанной одежде, символизирующей грехи народа, которые он взял на себя как его заступник, стоял он перед ангелом, исповедуя вину своих соплеменников и указывая на их раскаяние и смирение, и при этом надеялся только на милость прощающего грех Искупителя. (…)

Тогда ангел, Который был Сам Христос, Спаситель грешников, приказал обвинителю Своего народа замолчать… Довольно времени Израиль уже находится в огне страданий. Из-за своих грехов израильтяне чуть было не погибли в огне, зажженном сатаной и его ангелами, но теперь Господь простер Свою руку, чтобы спасти их».

Общения между Христом и Сатаной уже минимум. Сын Божий терпеливо ждет, пока Отец дает Сатане право выступить с обвинительной речью, и не ввязывается в прения с ним. Делает лишь то, что велит Отец.

ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ. Когда Христос воплотился в человека и пришел на Землю, Сатана презрел все правила и с первых дней пытался Его уничтожить. Никаких гарантий неприкосновенности, которыми Дьявол пользовался, заявляясь на Небо, он Христу не дал.

За три с половиной года между ними состоялся единственный диалог — во время искушения Христа в пустыне. Там Христос даже не высказывал Своего мнения, а на все предложения Люцифера отвечал словами Писания. В дальнейшем Сатана искал к Нему подход то через жалость к самому себе (через Петра — Матф.16:22-23), то через попытку превратить демонов… в христианских миссионеров:

Лук.4:41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

Ничего не вышло: Иисус уклонялся от диалога с нечистыми духами и прогонял их.

Как видим, отношение Христа к Сатане отвечает дворянскому кодексу чести. Христос никогда не унижает Дьявола, не насмехается на ним, исполняет Свои обещания не ради бесов, но ради Своей чести, выслушивает его обвинения, действует в правовом поле, вспоминает его былую славу, скорбит о его будущей бесславной кончине, дает ему равные с Собой шансы. В ответ на крайнюю низость Дьявола не уподобляется Ему (Иоан.14:30), но уклоняется от общения.

Таким же благородным должно быть и наше отношение к врагам:

— не бояться врагов,

— уважать их как достойных противников.

К врагам нужно относиться объективно: пока мы с Богом, они нам не страшны. Но стоит нам отойти от Господа, и они нас победят.

Люди могут относиться к нам очень плохо. Но по примеру Иисуса мы призваны:

— не унижать и не насмехаться над ними,

— исполняться свои обязательства перед ними не ради них, а ради своей чести,

— выслушивать их,

— действовать в правовом поле,

— признавать их достоинства,

— скорбеть об их несчастьях,

— давать им равные с нами шансы,

— в ответ на явную подлость не уподобляться им, а уклоняться от общения.

Максим Балаклицкий


Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"