Субботняя школа. Зависть

Библейские тексты для исследования: Ис. 14:12-14; Иак. 3:16, 17; Исх. 20:17; Быт. 37; 1 Цар. 18; Мф. 12:14.

Памятный текст: «Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» (Притч. 27:4).

1. ЗАВИСТЬ, — Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого (Словарь Ожегова).

Ревность1 —  мучительное сомнение в чьей-н. верности, любви. Ревность2 (устар.)-  усердие, рвение (Ожегов).

Зависть является прямой противоположностью любви: Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Матф.22:39).

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Матф.7:12).

Т.е. чувство зависти является прямым нарушением основ Закона,

Т.к. порождается нашим «эго», которое желает быть центром вселенной, чтобы все принадлежало ему.

У Адама и Евы в раю было все, кроме дерева познания добра и зла.

Но их «эго» потребовало и этого дерева.

Мотив зависти: Я хочу, чтобы мне принадлежало то, что принадлежит другому, чтобы мне было хорошо, а ему плохо.

Евр. haniq — ревность, зависть, раздражение, негодование, ярость.

Получается, что там где зависть, там рождаются и ярость, и негодование, и раздражение.

1.1. Памятный текст навевает размышления о том, что такое ревность Бога?

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх.20:3,5).

Огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его (Пс.77:58).

Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? (Пс.78:5).

При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Иоан.2:17).

Господь ревнует. Он тоже мучительно переживает неверность Своих детей, их нелюбовь.

В отличие от человеческой ревности, Бог в Своей ревности, прежде всего, желает добра объекту ревности.

Если человеческая зависть это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого, то Господь всеми силами стремится именно к благополучию и успеху других.

1.2. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (Прит.14:30).

Там где зависть — там разрушение здоровья.

2. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:12-14).

Результат зависти — падение.

«Денница» по латыни Люцифер, евр.: «хелел» — «блестящий», «яркий». Так называлась Венера, которая ярко сияла на утреннем небе. Сын зари, поскольку звезда Хелел сияла на рассвете, ее называли «сыном зари», полагая, что утренняя заря порождает эту яркую звезду.

Наверное, поэтому у язычников Венера одно из самых почитаемых божеств. Люцифер (Венера) любит поклонение и почитание.

Интересно, что такое же имя в Писании принадлежат и Иисусу.

Доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2Пет.1:19).

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (Откр.22:16).

Отсюда понятна причина зависти Люцифера. Он очень сильно был похож на Архангела Михаила, Бога, пришедшего к ангелам, чтобы руководить ими.

Отец, введя Христа в общество ангелов, объяснил им, что они должны ему поклониться, т.к. будучи Архангелом, Он оставался Богом.

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр.1:6).

«Царь Вселенной собрал все небесные воинства, чтобы в их присутствии подтвердить положение Сына и показать Свое отношение ко всем сотворенным существам. Сын Божий вместе с Отцом взошел на трон, и вокруг них засияла слава Вечного и Сущего, Имеющего жизнь в Самом Себе. Перед троном собрались бесчисленные множества святых ангелов, «тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр. 5:11), ангелы, занимающие самое высокое положение как служители и подданные, ликовали в сиянии света, исходящего от присутствия Господа. Перед всеми собравшимися небожителями Царь Вселенной заявил, что никто, кроме Христа, Единородного от Отца, не может быть вполне посвящен в Его намерения и что Ему надлежит исполнить великие замыслы Господа. Сын Божий исполнил волю Отца при сотворении всех небесных воинств, и теперь они должны, благоговея, служить Ему, равно как и Богу. Христос, как и прежде, должен был проявить Божественную силу для созидания земли и ее жителей. Но Он не искал власти или самовозвышения вопреки плану Божьему, но славы Отцу и того, чтобы осуществить Его намерения, полные милосердия и любви» (Е.Уайт, Князь мира сего).

Богу для того, чтобы общаться с творением, необходимо умаляться. К ангелам Он пришел как ангел, к людям, как человек.

В связи с этим, у сотворенных существ появляется соблазн, не увидеть во Христе Бога.

Люцифер не хотел воспринимать Христа как Того, Кому он должен благоговея служить. Он считал Его равным.

Тем более, будучи помазанным на то, чтобы осенять, можно было захотеть и большего — управлять.

Здесь открывается серьезная проблема, зависть к тем, на чье служение презрел Господь.

Это тяжелая зависть: И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его (Быт.4:4,5).

И Люцифер, и Каин позавидовали, будучи в церкви, не смирившись с тем, что Бог на кого-то обратил внимание.

Таким образом, чувство зависти это не только желание имущества ближнего, это и желание его положения перед Богом.

Когда мы переживаем, что у кого-то в деле Божьем больший успех, мы становимся на путь Люцифера и Каина.

3. Мы уже не раз рассматривали судьбу Иосифа.

И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно (Быт.37:4).

Непродуманн ое поведение отца подлило масла в огонь.

И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более (Быт.37:5).

Непродуманное поведение Иосифа еще больше усложнило проблему.

Любое выделение себя, необдуманный намек на первенство разжигают зависть и не являются мудрыми действиями.

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Матф.10:16).

4. И сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им (Мар.1:44).

Думаю, что такая предосторожность Иисуса была вызвана наряду с другими факторами, и нежеланием давать лишнего повода для зависти недоброжелателям.

5. Зависть фарисеев ко Христу это то же, что мы уже рассматривали в случае с Люцифером и Каином, желание особого положения пред Богом.

Религиозная зависть особо опасна, т.к. мотивом ее является желание повелевания верующими, у которых развито чувство поклонения.

У некоторых людей существует великий соблазн направить эту жажду поклонения на себя.

Такой соблазн может преследовать служителя церкви.

Дьявол открыл Христу, как он жаждет поклонения:

И говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Матф.4:9).

6. Выход.

Все внимание направить на Христа, на отношения с Ним, любоваться Христом.

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол.3:1,2).

Категорически пресекать любую попытку возвеличивания.

Усиленно молить Господа об освобождении от гордыни.

Всячески останавливать зарождение завистливых мыслей, всячески воспитывать чувство радости за успехи других, за успех дела Божьего.

Благодарить и славить Господа.

Пастор Сергей Молчанов

Иллюстрация: http://pix.com.ua/db/other/humor/humor06/m-merinov02.jpg