Субботняя школа. Зависть

27-02-2011, комментариев 20

m-merinov02Библейские тексты для исследования: Ис. 14:12-14; Иак. 3:16, 17; Исх. 20:17; Быт. 37; 1 Цар. 18; Мф. 12:14.

Памятный текст: «Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» (Притч. 27:4).

1. ЗАВИСТЬ, — Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого (Словарь Ожегова).

Ревность1 —  мучительное сомнение в чьей-н. верности, любви. Ревность2 (устар.)-  усердие, рвение (Ожегов).

Зависть является прямой противоположностью любви: Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Матф.22:39).

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Матф.7:12).

Т.е. чувство зависти является прямым нарушением основ Закона,

Т.к. порождается нашим «эго», которое желает быть центром вселенной, чтобы все принадлежало ему.

У Адама и Евы в раю было все, кроме дерева познания добра и зла.

Но их «эго» потребовало и этого дерева.

Мотив зависти: Я хочу, чтобы мне принадлежало то, что принадлежит другому, чтобы мне было хорошо, а ему плохо.

Евр. haniq — ревность, зависть, раздражение, негодование, ярость.

Получается, что там где зависть, там рождаются и ярость, и негодование, и раздражение.

1.1. Памятный текст навевает размышления о том, что такое ревность Бога?

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх.20:3,5).

Огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его (Пс.77:58).

Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? (Пс.78:5).

При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Иоан.2:17).

Господь ревнует. Он тоже мучительно переживает неверность Своих детей, их нелюбовь.

В отличие от человеческой ревности, Бог в Своей ревности, прежде всего, желает добра объекту ревности.

Если человеческая зависть это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого, то Господь всеми силами стремится именно к благополучию и успеху других.

1.2. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (Прит.14:30).

Там где зависть — там разрушение здоровья.

2. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:12-14).

Результат зависти — падение.

«Денница» по латыни Люцифер, евр.: «хелел» — «блестящий», «яркий». Так называлась Венера, которая ярко сияла на утреннем небе. Сын зари, поскольку звезда Хелел сияла на рассвете, ее называли «сыном зари», полагая, что утренняя заря порождает эту яркую звезду.

Наверное, поэтому у язычников Венера одно из самых почитаемых божеств. Люцифер (Венера) любит поклонение и почитание.

Интересно, что такое же имя в Писании принадлежат и Иисусу.

Доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2Пет.1:19).

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (Откр.22:16).

Отсюда понятна причина зависти Люцифера. Он очень сильно был похож на Архангела Михаила, Бога, пришедшего к ангелам, чтобы руководить ими.

Отец, введя Христа в общество ангелов, объяснил им, что они должны ему поклониться, т.к. будучи Архангелом, Он оставался Богом.

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр.1:6).

«Царь Вселенной собрал все небесные воинства, чтобы в их присутствии подтвердить положение Сына и показать Свое отношение ко всем сотворенным существам. Сын Божий вместе с Отцом взошел на трон, и вокруг них засияла слава Вечного и Сущего, Имеющего жизнь в Самом Себе. Перед троном собрались бесчисленные множества святых ангелов, «тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр. 5:11), ангелы, занимающие самое высокое положение как служители и подданные, ликовали в сиянии света, исходящего от присутствия Господа. Перед всеми собравшимися небожителями Царь Вселенной заявил, что никто, кроме Христа, Единородного от Отца, не может быть вполне посвящен в Его намерения и что Ему надлежит исполнить великие замыслы Господа. Сын Божий исполнил волю Отца при сотворении всех небесных воинств, и теперь они должны, благоговея, служить Ему, равно как и Богу. Христос, как и прежде, должен был проявить Божественную силу для созидания земли и ее жителей. Но Он не искал власти или самовозвышения вопреки плану Божьему, но славы Отцу и того, чтобы осуществить Его намерения, полные милосердия и любви» (Е.Уайт, Князь мира сего).

Богу для того, чтобы общаться с творением, необходимо умаляться. К ангелам Он пришел как ангел, к людям, как человек.

В связи с этим, у сотворенных существ появляется соблазн, не увидеть во Христе Бога.

Люцифер не хотел воспринимать Христа как Того, Кому он должен благоговея служить. Он считал Его равным.

Тем более, будучи помазанным на то, чтобы осенять, можно было захотеть и большего — управлять.

Здесь открывается серьезная проблема, зависть к тем, на чье служение презрел Господь.

Это тяжелая зависть: И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его (Быт.4:4,5).

И Люцифер, и Каин позавидовали, будучи в церкви, не смирившись с тем, что Бог на кого-то обратил внимание.

Таким образом, чувство зависти это не только желание имущества ближнего, это и желание его положения перед Богом.

Когда мы переживаем, что у кого-то в деле Божьем больший успех, мы становимся на путь Люцифера и Каина.

3. Мы уже не раз рассматривали судьбу Иосифа.

И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно (Быт.37:4).

Непродуманн ое поведение отца подлило масла в огонь.

И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более (Быт.37:5).

Непродуманное поведение Иосифа еще больше усложнило проблему.

Любое выделение себя, необдуманный намек на первенство разжигают зависть и не являются мудрыми действиями.

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Матф.10:16).

4. И сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им (Мар.1:44).

Думаю, что такая предосторожность Иисуса была вызвана наряду с другими факторами, и нежеланием давать лишнего повода для зависти недоброжелателям.

5. Зависть фарисеев ко Христу это то же, что мы уже рассматривали в случае с Люцифером и Каином, желание особого положения пред Богом.

Религиозная зависть особо опасна, т.к. мотивом ее является желание повелевания верующими, у которых развито чувство поклонения.

У некоторых людей существует великий соблазн направить эту жажду поклонения на себя.

Такой соблазн может преследовать служителя церкви.

Дьявол открыл Христу, как он жаждет поклонения:

И говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Матф.4:9).

6. Выход.

Все внимание направить на Христа, на отношения с Ним, любоваться Христом.

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол.3:1,2).

Категорически пресекать любую попытку возвеличивания.

Усиленно молить Господа об освобождении от гордыни.

Всячески останавливать зарождение завистливых мыслей, всячески воспитывать чувство радости за успехи других, за успех дела Божьего.

Благодарить и славить Господа.

Пастор Сергей Молчанов

Иллюстрация: http://pix.com.ua/db/other/humor/humor06/m-merinov02.jpg


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (20):

  • Валерий Журавский

    |

    Родители должны оставаться молодыми душой. – Мало кто понимает, как важно оставаться, насколько это возможно, молодым душой, а не становиться грубым и черствым. Богу приятно, когда в родителях сочетаются привлекательная простота ребенка с силой, мудростью и зрелостью взрослых мужчин и женщин. У некоторых родителей никогда не было настоящего детства, они никогда не наслаждались свободой, простотой и свежестью расцветающей жизни. Их бранили, унижали, осуждали и били, пока невинность и доверчивую искренность ребенка не сменили страх, зависть, ревность и лживость.[213] У таких родителей редко находятся качества, делающие детство их собственных детей счастливым. (ВД.)


  • Sabbather

    |

    Мне не понятна ассоциация Валерия взрослости с черствостью. Как по мне, то наоборот, детство — эгоизм (и как следствие черствость к другим), а взрослость подразумевает многоценность личности любого человека. Особенно это касается тех взрослых, которые уже «познали фунт лиха». Единственное, что мне кажется преимуществом детей, что они быстрее прощают, забывая обиды.


  • Валерий Журавский

    |

    В нашем мире так много черствых людей лишь потому, что истинная привязанность и любовь считались слабостью, а потому всячески подавлялись. Самые лучшие свойства души у таких людей были неправильно восприняты и перестали развиваться уже в детстве, и если лучи Божественного света не растопят лед черствости и эгоизма, их счастье будет навеки похоронено. Если мы хотим иметь такое нежное сердце, каким оно было у Иисуса, когда Он жил на земле, и такое же святое сострадание, которое испытывают ангелы к смертным грешникам, то должны развивать у себя сострадание, присущее простым и непосредственным детям. (СЦ.3 стр.539


  • Наталья Чаплинская

    |

    Пс.72:1-3,16,17, 27,28 «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя блаоденствие нечестивых. И думал я как бы уразуметь это, но это трудо было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои». В этом псалме Асаф говорит, что избавление от зависти к нечестивым — приближение к Господу как в храме так и в повседневной жизни. Понимание путей и намерений Божиих охраняет человека от ослепляющего и уничтожающего чувства зависти.

    Ин.3:22-36 Знание путей и намерений Божиих не только лишило Иоанна Крестителя зависти к более успешному на тот момент проповеднику Иисусу из Назарета, но он также смог остановить на этом скользком пути и своих учеников.

    1 Тим.6:3-12, 17-19. ст.6 «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным». Поистине так.


  • Валерий Журавский

    |

    Зависть препятствует проникновению Духа Святого в глубины сердца, и влечет за собой не знание Христа:
    » Зависть, злые подозрения и взаимные обвинения закрыли сердца многих верующих в Коринфе, и они не могли принять во всей полноте Святого Духа, Который “все проницает, и глубины Божии” (1 Кор. 2:10). И какими бы мудрыми они ни казались с мирской точки зрения, в познании Христа они были еще младенцами».(ДА. 271)
    У завистливых людей отсутствует дар Святого Духа проницательность, без которого не возможно познать Христа.


  • Молчанов

    |

    Зависть ко Христу уничтожила Люцифера.
    Он посредством зависти стал уничтожать других:
    и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт.3:5)
    Поймал жену на зависти к положению Бога.
    А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. (1Цар.16:14)
    Зависть открывает двери нашего сердца воздействию злого духа.


  • Людмила

    |

    А кто-нибудь пробовал, вместо того чтобы завидовать, обратиться к Господу за помощью и сделать, то чему завидуешь, самому? и подумать надо ли это тебе.
    Наше послушание Всемогущему, исполненное любви к Богу и к ближнему, соблюдение Заповедей сохранит нас от всяческой зависти. Сатана навязывает нам это чувство, так как это чувство в нем преизобилует.


  • Синельникова Маша

    |

    В урочнике есть вопрос: почему тот, кто в этом мире многим обладает, все равно может оказаться жертвой зависти?
    А ведь размер имущества никак не влияет на склонность завидовать. Завидуем, потому что изначально сердце зло и склонно завидовать.
    Я вот подумала о Давиде и Вирсавии. Если бы Давид был бы каким-нибудь простым соседом Вирсавии, ну увидел бы он ее купающейся, позавидовал бы тихо Урии, и все. Что бы он мог сделать? Но он был могущественным человекам. Сказал слугам и привели ее.
    Я вспомнила последний случай, когда я завидовала, и подумала, что бы я могла сделать, если бы у меня была власть. И мне не понравилось то, что у меня внутри. Поэтому может Христос и говорил, что в грехе «не убей» виновен и тот, кто «всего лишь» ненавидит. Потому что убери законы государства и сдерживающую силу Святого Духа, то может и не терпели бы ненавидящие друг друга.
    Для Господа, зачавшая в нас и вынашиваемая нами похоть, уже грех. Какой плод родится — это вопрос времени и наших возможностей.
    Поэтому любую греховную мысль, зависть, вожделение силою Иисуса Христа, уничтожать сразу же, не ждать, не служить в глубине души другому господину.


  • Валерий Журавский

    |

    Здорово Маша!

    Особо меня привлекли тексты десятой главы, второго послания к Коринфянам, начиная с третьего стиха: Хотя мы и живем в этом мире, но воюем не так, как в этом мире принято. В нашей битве мы сражаемся не обычным оружием, а оружием Божественной мощи – оно сокрушает твердыни. Мы сокрушаем хитросплетения ума и высокомерие, восстающие против познания Бога, и берем в плен всякие помышления, покоряя их Христу. И когда ваша покорность Христу станет совершенной, мы будем стоять наготове, чтобы наказать любую непокорность (Радостная весть. Совр. Перевод НЗ на русский язык Bible Quote 4.5)
    И еще один перевод там же: Да, мы живем во плоти, но борьбу свою ведем не как люди мира сего. Оружие, которым мы ведем борьбу, вовсе необычное человеческое: оно сильно Божественной мощью, способной сокрушать твердыни, ниспровергаем мы им любые мудрствования и все, что в гордыне своей восстает против познания Бога. Цель наша — всякую мысль человека взять в плен и привести в послушание Христу (НЗ. Перевод Института перевода).


  • Elena

    |

    Наталье Чаплинской

    Понимание путей и намерений Божиих охраняет человека от ослепляющего и уничтожающего чувства зависти.

    Я с вами согласна, Наталья. .я тоже долго размышляла на 72-м псалмом и задавала тотже вопрос,что и Асаф. Очень хорошопонимаю его чувства. Я не думаю,что у него была зависть,это было недоумение,это былвопрос, который егомучил. Ведь он пишет — едва не пошатнулись ноги мои, т.е. он не упал до зависти, а просто хотел понять пути Божии, смысл происходящего. А когда понял,то не позавидовал нечестивым, а стал славить Бога.
    Я точно так же пыталась понять смысл собственных страданий, и когда поняла, для меня это было большим утешением. Ведь Бог не делает ничего бессмысленного, во всем есть глубокий смысл, поняв который мы можем получить утешение и быть защищены от падения.


  • Sabbather

    |

    Cлавик, а если Богу для такого избавления придется тебя подвергнуть лишениям?


  • Славик Анпилов

    |

    Написано: «любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. »
    «9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

    «10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. 11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
    Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец


  • мало ктоемурад

    |

    зависть присутствует от недовольства двух видов:
    1. да это Я все это заслуживаю, а меня не похвалили не оценили, не благословил Бог и т.д
    2. А ему(ей) это за что?, нашли кандидатуру?
    Павел же напоминал …. 1Тим.6:8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
    Довольство даже в малом и благодарность Богу думаю являются лекарством против зависти…..
    В начале рссуждения Валерием Журавским было замечено и выделено о брани, унижении и т.д родителями своих детей…. я думаю когда вы это испытали в своей жизни и вам это было неприятно, вы понимаете что в свою очередь вы не должны подобно поступать и со своими детьми, как бы обязаны разорвать этот «круг» когда вам это стало понятным, найти силы чтобы ваши дети выросли в другой атмосфере в какой вы сами хотели бы вырасти , иначе произойдет просто констатация факта и последуущее за вами поколение получит то же что и вы. тогда смысла в этом никакого нет, станьте тем переломным звеном в вашем роду а именно уверовавшим во Христа, и разорвите эту цепь которой враг окутал ваших родителей и прародителей, да благословит вас в этом Господь


  • мало ктоемурад

    |

    зависть присутствует от недовольства двух видов:
    1. да это Я все это заслуживаю, а меня не похвалили не оценили, не благословил Бог и т.д
    2. А ему(ей) это за что?, нашли кандидатуру?
    Павел же напоминал …. 1Тим.6:8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
    Довольство даже в малом и благодарность Богу думаю являются лекарством против зависти…..
    В начале рассуждения Валерием Журавским было замечено и выделено о брани, унижении и т.д родителями своих детей…. я думаю когда вы это испытали в своей жизни и вам это было неприятно, вы понимаете что в свою очередь вы не должны подобно поступать и со своими детьми, как бы обязаны разорвать этот «круг» когда вам это стало понятным, найти силы чтобы ваши дети выросли в другой атмосфере в какой вы сами хотели бы вырасти , иначе произойдет просто констатация факта и последующее за вами поколение получит то же что и вы. тогда смысла в этом никакого нет, станьте тем переломным звеном в вашем роду а именно уверовавшим во Христа, и разорвите эту цепь которой враг окутал ваших родителей и прародителей, да благословит вас в этом Господь.


  • Валерий Журавский

    |

    Большинство людей в нашем мире испытывают голод по любви и сочувствию, которые им надо оказывать. Религия Христа сделает нас добрыми и любезными, и, приняв ее, мы уже не будем так упрямо держаться за свое мнение. Нам следует умереть для своего “я” и почитать других высшими себя.
    Сила нашего Спасителя заключалась не в убедительных, проникновенных словах, которые доходили до глубины души; нет ОН ЗАВОЕВЫВАЛ СЕРДЦА СВОЕЙ НЕЖНОСТЬЮ И ПРОСТЫМ , НЕПРИТЯЗАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕНИЕМ. (СЦ. том 3.гл.3)


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"