Субботняя школа. Чувства и эмоции

Памятный текст:  «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется, вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.» (Иоан. 16:20)

Библейские тексты для исследования: 2 Царств. 13, Галатам 5:22, Колос. 3:12-14, Лук.19:41-44, Иоан. 16:20-24.

1. По памятному тексту:  Чувства и эмоции учеников Христа часто противоположны чувствам и эмоциям мира.

Чувства — особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся средней устойчивостью (Большая советская энциклопедия).

Думаю, что это определение из БСЭ рассчитано на людей, отличающихся средней устойчивостью, во всяком случае, лично я из него мало что понял.

Знаю одно: чувства — одно из важнейших составляющих человека, так как отличают его от робота, который тоже наделен искусственным мышлением, но человеческий интеллект не смог наделить его чувствами.

Для меня, говоря просто, чувства — реакция человека на внешние или внутренние возбудители.

2.  Урок своевремен, так как в адвентистской Церкви зачастую много ума, но не всегда много чувств. Вспомним наше общее пение, молитвы и даже проповеди. Ораторское искусство — это не только слово, но и чувства.

2.1. Молитва.

В Библии мы 60 раз находим слова «воззвали» или «воскликнули к Господу». В дословном переводе это слово означает «кричать от всего сердца». Я не призываю нас к молитвенному крику, но всегда ли мы молимся от всего сердца? В книге «Наглядные уроки Христа» Е.Уайт, комментируя 11 главу Луки, обращает наше внимание на то, что когда ученики нашли Христа молящимся, то они удивились тому, что Он не заметил их приближения и продолжал молиться громко.

Всегда ли, когда мы молимся, мы так же, как Христос, соединяемся с Небесным Отцом?  Само еврейское слово «тефила» (молитва) обозначает «соединение». Нельзя соединяться без  чувств, одним умом.

2.2. Евреям 5:14. Из этого текста мы видим, что совершенный  — это тот, кто приручил чувства.  Значит, чувства и эмоции — это поле боя за нашу волю.

Матфея 26:38. Чувства Христа в Гефсимании были полем боя за Его волю.

2.3. Адам до грехопадения. Воля подчиняет чувства, через них плоть.

Адам после грехопадения. Плоть подчиняет чувства, а через них и волю. Об этой борьбе хорошо описано в  Бытие 3:6 и в Бытие 4:6.

Да и во всех искушениях, описанных в Библии, мы видим, что чувства играют одну из главных ролей или к победе, или к поражению.

2.4. Галатам  5:22. В этом перечислении характеристик плода Святого Духа есть несколько прямых указаний на чувства: Любовь, Радость, Мир.

Галатам 5:20. Зависть, Гнев, Ненависть.

3. Итак мы еще раз убеждаемся, что в области чувств или эмоций рождаются духовные победы или поражения.

Бытие 17:1. Здесь стоит еврейское слово «тамим» (непорочен). Одно из значений этого слова — «будь цельным».

Что означает «быть цельным». До грехопадения ум, чувства и плоть Адама были в полной гармонии с волей Божьей. После грехопадения Адам потерял цельность. Чувства, ум и плоть перестали быть в гармонии с волей Божьей. Об этом хорошо говорит Павел в послании к Римлянам 7:18, 19, где он пишет, что его естество не делает то, чего желает его ум.

4. 2Царств 13:1. Амнон полюбил Фамарь. Слово «полюбил» говорит о чистом чувстве Амнона, не подвластным совести и разуму.  Грех и порождается чувствами и эмоциями, не подвластными совести и разуму.

Почему в Библии и говорится о любви всем сердцем, всем разумением, всею крепостью?

Положительные чувства рождаются именно в такой любви. Амнон полюбил всею плотью — это грех. От такой любви до другого чувства — ненависти — один шаг.

2 Царств 13:2. От такой «любви» он скорбел и заболел.

Это говорит о том, что грех исходит из плоти и неконтролируемых чувств и наносит первый удар по плоти и чувствам. Человек начинает болеть.

Вот почему в Иак.5:14-20 говорится о том, что, чтобы исцелиться, необходимо решить проблемы с Богом и ближними.

5. Выход — исполняться Святым Духом, исцеляющим наш ум, чувства и тело, приводящим их в гармонию, приносящим плод в нашем духе (Гал. 5:22).

Пастор Сергей Молчанов

Материалы по теме:

Схема «Разум человека». Автор — Зинаида Павленко, член Церкви АСД.