Субботняя школа. Варух: оставляя наследние в гибнущем мире

Библейские тексты для исследования: Ис. 53:1-5; Иер. 7:1-11; 28; 45; Мф. 6:25-34.

Памятный текст: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

Имя Варух значит «благословенный».

Варух, будучи слугою Иеремии, является полной противоположностью Гиезию.

Он до конца верен своему господину (учителю), выполняет его духовные поручения, например, читает пророчества Иеремии, записанные им перед народом, перед царем, за что вместе с пророком попадает в немилость, изгнание. Если принять во внимание, что Варух был братом Серая — главного постельничего царя Седекии (Иер.51:59) и согласно Иосифу Флавию происходил из знатного рода, становится очевидным высокий дух в Варухе, который преимущества жизни знатного человека на этой земле не променял на преимущество разделить с человеком Божьим его нелегкую жизнь.

Варух явно не потерял небесные ориентиры и является для нас примером преданности идеалам Господа в тот момент, КОГДА в Иудее ЭТИ ИДЕАЛЫ ПОПИРАЛИСЬ САМЫМ БЕССТЫДНЫМ ОБРАЗОМ.

Если говорить о наследии в гибнущем мире, то след, оставленный Варухом в иудейской традиции, значителен. По следу, оставленному им, он попадает в разряд почитаемых наряду с пророками.

Талмуд (Мегилла,146) включает Варуха в число пророков.

Традиция утверждает, что, будучи в вавилонском плену, он учил Торе Ездру.

Традиция также говорит о том, что он был близким родственником Иеремии, и они оба были потомками Раав-блудницы.

Могила Варуха по традиции на протяжении веков была местом особого почитания.

Все это говорит о том, что несмотря на мрачное время , в которое жил Варух, он оставил неизгладимый след в памяти еврейского народа (Еврейская энциклопедия).

Поэтому нам будет интересно прикоснуться к тем небольшим библейским отрывкам, которые говорят о его жизни.

Иер. 7:1-11

Я вижу в этом отрывке возвращение к вопросу праведности во Христе, обсуждавшемуся в прошлом уроке.

Здесь показаны люди, которые говорят «мы спасены», но делают мерзости.

Важнейший вопрос не только говорить о спасении, но и понимать, что свойственно, а что не свойственно спасенному человеку, и по этому критерию проверить себя.

Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня (Соф.2:1-3).

По тексту Иер.7 вроде бы так немного требуется, чтобы избавиться от плена —исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.

Почему народ так ничего и не исправил? Потому что это возможно только возрожденному сердцу.

По тексту мы видим, что люди надеялись на внешние формы религии; «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».

Насколько это актуально и в наше время. Можно из года в год по субботам посещать собрания, участвовать в вечере, в служении, но не гореть молитвой, покаянием, любовью к Господу.

Сейчас, когда проходит молитвенная неделя, каждому из нас предоставляется возможность взвесить себя на весах спасения. Оценить, действительно ли нам радостно приходить в дом молитвы, любим ли мы молиться, исследовать Слово, жить по Божьей воле, общаться с братьями и сестрами, участвовать в служении. Готовы ли мы к раскаянию, если получаем обличение, или готовы винить других в  своих промахах. Слово «промах» применено потому, что в библейских языках «согрешить» дословно означает «не попасть в цель», т.е. промахнуться. Можем ли мы прощать, дороги ли нам другие люди, можем ли мы сопереживать и сострадать, становятся ли другие добрее от общения с нами?

Этот перечень вопросов, которые помогают нам взвесить себя на весах спасения.

Писание их обобщает так: Возлюби Господа, возлюби ближнего.

По Иер.7:1-11 иудеи надеялись на храм, но перестали надеяться на Господа храма.

Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь (Иер.7:11).

Вот почему храм не устоял. Устоит ли храм нашего сердца? Заглянем туда: кому мы поклоняемся в глубинах души?

Иер. 28

Если Иеремия использует здесь религиозный календарь, то Анания, умирая в седьмой месяц, умирает в месяц судных дней. Там, где усиливается работа Господа, там усиливается и работа сатаны.

Поэтому Христос предрек, что в последнее время, когда Евангелие будет возвещаться с особой силой, активизируются лжепророки и лжехристы.

И сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие Господь! да исполнит Господь слова твои, какие ты произнес о возвращении из Вавилона сосудов дома Господня и всех пленников на место сие!…

Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка?

И было слово Господне к Иеремии после того, как пророк Анания сокрушил ярмо с выи пророка Иеремии: иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное, и сделаешь вместо него ярмо железное (Иер.28:6-13).

Из этого текста вижу, что не всегда пророки произносили слова по прямому вдохновению от Господа, в своих обличениях и пророчествах они пользовались опытом предшествующих пророков, пророчествами, уже записанными в Писании.

Так и мы, когда передаем библейскую истину, в какой-то степени выполняем пророческое служение.

Иер. 45

Тяжелая глава, как и вся книга Иеремии. Она говорит о том, что когда в народе бедствие и приближается уничтожение и пленение большинства, Варух не может претендовать на счастливую жизнь и освобождение от проблем.

Человек Божий, тяжело переживая трагедию народа, болеет. Бог обещает ему не исцеление, но сохранение жизни.

ВАРУХ: ОСТАВЛЯЯ НАСЛЕДИЕ В ГИБНУЩЕМ МИРЕ.

Небезосновательно полагать после исследования урока, что Варух внес немалый вклад в написание и распространение среди народа пророчеств Иеремии.

Благодаря его труду эти пророчества дошли до нас.

Имея все возможности жить безбедной жизнью, он предпочел разделить жизнь Иеремии, став поддержкой в нелегком пути пророка.

В чем-то судьба Варуха напоминает мне судьбу Моисея. Варух поменял знатность этой земли на Царство небесное, став странником и пришельцем, уже здесь увековечив свое имя.

Благодаря его труду и подвигу мы имеем книгу Иеремии — маяк для каждой борющейся в гибнущем мире души.

Пастор Сергей Молчанов