Субботняя школа. Гиезий: потеря небесных ориентиров

Памятный текст: Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь (Втор.13:4).

Тексты для исследования: Быт.39:4-6; 4Цар.4,5,8:1-6; Иер.9:23,24; Иоан.13:1-17; 1Тим.6:10.

Вот поучения от Господа, которые я лично получил при исследовании урока.  Делюсь ими с вами, дорогие братья и сестры, возлюбленные в Господе.

1. Удивительно имя Гиезий: с евр. «долина видения».

В этом урочнике не раз мы уже сталкивались с переживаниями родителей, заложенными в именах, даваемых ими детям.

Видимо, родители Гиезия мечтали о том, чтобы Господь наделил его пророческим даром. Какую радость они должны были пережить, когда их сын стал слугою Елисея.

Но быть рядом с огнем еще не означает гореть.

Сам Елисей загорелся от служения возле Илии, Гиезий нет.

Наверное, потому что мотивация была разная: Елисей ничего не хотел, кроме Духа вдвойне от Того, Который был на Илие.

Раввины в Талмуде считают, что Елисей его получил, т.к. через него совершилось два воскрешения: сын сонамитянки и Нееман. Исцеление от проказы в еврейском мышлении приравнивается к воскрешению (Еврейская энциклопедия).

Гиезий, похоже, искал совсем другого: особых преимуществ от сотрудничества с Божьим человеком лично для себя. Духа он так и не получил.

Поучение: все зависит не так от богословской школы, которую мы окончили, как от того, чего мы ищем — своего или того, что угодно Христу.

Кстати: имя Елисей переводится как «Бог — спасение».

2. Елисей, глядя на жизнь Илии, «сжег мосты», понимая, что иначе его служение будет лишено силы.

Сжег орудие прежнего труда, накормил народ мясом волов, на которых зарабатывал хлеб до призвания.

Гиезий, похоже, этого не сделал.

Поучение: хочешь Духа — будь готов не только к молитве, но и к серьезным переменам в жизни.

3. И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его. И понес его и принес его к матери его. И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер (4Цар.4:19,20).

Мысли вслух по ходу темы: странная реакция отца на болезнь сына, похоже, он не очень переживает.

Ту же «безмятежность» в поведении отца усматриваю:

И позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь. Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо (4Цар.4:22,23).

3.1. И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка. И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею (4Цар.4:29,30).

Вижу следующее: Елисей готовился к легкому исцелению, думал, достаточно его жезла и Гиезия.

Бог не разделял его взгляды: необходимо было явиться лично, приложить немало личной веры.

Когда мы становимся немного уверенными себе, Бог смиряет нас, побуждая не просто посылать с посохом ученика, а идти самому: действовать глаза в глаза, лицо в лицо и т.д.

Похоже, женщина также не разделяла взгляды Елисея на силу жезла и Гиезия и упросила его пойти лично.

Еще одно упоминание о важности неотступности в молитве.

3.2.И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей (4Цар.4:16).

Весьма похоже на историю Авраама и Исаака. Только там все произошло по вере Авраама, здесь я не вижу веры женщины. Значит, сын родился по вере Елисея, как и в случае с Захариею, когда он не поверил в обетование о рождении Крестителя.

Для меня урок, если у меня не хватает веры, но за меня молится тот, кто имеет веру, Господь может ответить.

Урок еще, мы не спасаемся делами, но доброта сонамитянки способствовала ходатайству за нее Елисея перед Господом, и родился сын.

Доброта ходит вокруг нас, способствуя нашему успеху.

В древности на Ближнем Востоке жизненно важным считалось иметь наследника мужского пола, который бы воспринял по смерти родителей родовое имя и семейную собственность. Если его в семье не было, дом и имущество переходили к посторонним людям. Кроме того, вдовство (а оно, очевидно, ожидало женщину в недалеком будущем) также сильно осложняло жизнь женщины не только в семейном, но и в гражданском плане.

4. Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный (4Цар.5:1).

Бог давал победы не только израильтянам, но и язычникам. Причем и над израильтянами так же. Пути Господни неисповедимы.

Похоже, что царем в Сирии был в это время Азаил, помазанный на это еще Илиею, т.е. Божий помазанник, которому Господь и помогал.

Похоже, Господь все это делает ради обращения Нееемана и проникновения истины в Сирию.

4.1. Нееман исцеляется в Иордане, реке, возле которой жил Елисей, Иоанн, в которой крестился Господь, которая отделяла землю обетованную, в которой крестились иудеи перед пришествием Господа.

Я думаю, в этой истории показан символически прообраз будущего крещения всех, кто будет искать освобождения от проказы греха.

7 раз — символ полноты. Мне это напоминает семь дней творения, когда родился новый мир.

На седьмой раз Нееман не только родился заново физически, он обрел новое сердце, приняв Господа в свое сердце.

4.2. Елисей не принял дары, показав, что вся слава Господу, он только раб.

Интересна реакция Гиезия: отправляясь за Нееманом, чтобы обманом выклянчить мзду, он говорит: Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь (4Цар.5:20).

Похоже, он сам не понимал, насколько Господь жив, но, через какое-то время, обретя проказу, он увидел, что Господь действительно жив.

Так и в нашей жизни, мы можем произносить библейские фразы, не задумываясь об их действительной силе, пока не столкнемся с их реальным действием.

Проклятие, сказанное Елисеем, показывает, как действует слово, произносимое теми, кто в Духе.

Параллельно: Елисей проклинает детей,  которых растерзали медведицы, Павел Вариисуса.

5. Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь (Втор.13:4).

Гиезий не усвоил этого урока и проиграл, т.к. в памятном тексте и показаны те небесные ориентиры, на которые мы постоянно должны взирать.

Гиезий ходил рядом с Елисеем, но не имел духа Елисея.

Ходя со Христом, имеем ли мы Дух Христа?

Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его (Рим.8:9).

Пастор Сергей Молчанов