О коммунальных платежах

Почему каждого из нас волнует эта тема? Обратная сторона этого нужного дела — долги. А долги — это рабство: на 20 марта с начала 2010 года во Львове за коммунальные долги наложили арест на 497 квартир и 279 автомобилей. Стало быть, за 2,5 месяца только в одном городе полтысячи человек осталось без жилья.

Удобства — мое желание. Они даются на условии оплаты. Но если пользуюсь и не плачу, уже не могу просто отказаться: становлюсь должником — рабом.

ДОЛГОВАЯ ЯМА

О том, что представляла собой долговая яма в Москве, писал Владимир Гиляровский. По его словам, москвичи относились к узникам ямы с большим сочувствием. Солдат, охранявший тюрьму, говорил Гиляровскому: «Жалости подобно! Оно хоть и по закону, да не по совести! Посадят человека в заключение, отнимут его от семьи, от детей малых и вместо того, чтобы работать ему да, может, работой на ноги подняться, годами держат его зря за решеткой. Сидел вот молодой человек — только что женился, а на другой день посадили. А дело-то с подвохом было: усадил его богач-кредитор только для того, чтобы жену отбить. Запутал, запутал должника, а жену при себе содержать стал… Сидит такой у нас один, и приходит к нему жена и дети, мал мала меньше… Слез-то, слез-то сколько!.. Просят смотрителя отпустить его на праздник, в ногах валяются…» По словам Гиляровского, некоторые кредиторы издевались над узниками особенно жестоко, внезапно прекращая оплачивать содержание заключенных. Должников тотчас выпускали из ямы, и они счастливые возвращались домой. Однако, стоило такому освобожденцу устроиться на работу, как администрация долговой тюрьмы получала деньги на его содержание, и несчастного вновь водворяли на нары (источник).

В ДОЛГАХ — КАК В ШЕЛКАХ

В церкви тоже есть коммунальные платежи, а значит, формы оплаты и взыскания с должников.

Мф. 18:23 Посему

Почему? В предыдущих стихах главы Христос обсуждает тему «кто больше в царстве? дитя» (18:1-6), призывает не подавать соблазна (7-9) и ценить каждого человека (10-14), как церкви реагировать на ущемление прав ее членов (15-20). Но Петр, по-видимому, решил использовать церковную власть для решения своих финансовых вопросов — взыскания долгов. Христос откликается на это злоупотребление церковными полномочиями.

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

Раб = должник. «Талант — денежная единица и мера веса в древности, равная 3000 сиклей (36 кг). Во время земной жизни Господа приблизительная ценность оной на наши деньги [1891 г.] была в 1,290 рублей» (Библейский комментарий архимандрита Никифора). Десять тысяч талантов — 360 тыс. кг серебра — 13 миллионов рублей. Это сумма государственного уровня. Ни один из нас не может себе представить обладание такими деньгами. Для нищей Галилеи эта сумма была вообще фантастической.

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;

Продать в рабство. Цена раба-мужчины — тридцать сиклей (шекелей, Исх.21:32) — выручка от предательства Иуды. Женщины и дети стоили меньше. Один талант — 3000 шекелей. Если у этого человека десять детей, а сам он небогат, то выручка составит менее полтысячи шекелей, т.е. 60.000-ную часть долга.

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.

Довольно жесткая сатира. Дневная плата — одна драхма или один динарий. В одном таланте 6000 динариев. 10.000 талантов — 60 млн дней работы — 164 тысячи лет, т.е. 27 возрастов нашей планеты. Аналог вечности. Вечный раб.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев,

И мог отработать долг за четыре месяца. По тем временам небольшой срок. Товарищ и раб — совершенно разные отношения. Разной должна быть и реакция: друг всё-таки.

и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.

Точно та же ситуация, но реакция бывшего должника, а теперь кредитора полностью противоположна.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Ситуация абсурдна, потому что надо ему бы не связывать руки, да еще и содержать узника, а дать возможность отработать долг.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

ПРОЩАТЬ ИЛИ НЕ ПРОЩАТЬ?

Вот наше сведение счётов в церкви глазами Небесного Кредитора. Я перед Богом могу быть либо сыном, либо рабом. Если я сын, всё имущество Отца принадлежит мне. Если раб, я должен платить за всё, чем пользуюсь: воду, воздух, здоровье, хлеб, жизнь.

Если я решу платить, мне всей вечности не хватит на это. Поэтому выход один: просить Христа аннулировать мою задолженность. Он по Своему милосердию готов на это. В Его представлении главная проблема не в Его власти простить долг в 13 млн. гривен,  а в моей способности простить своему церковному должнику, который в первую очередь мой товарищ, а не курица-несушка. Сколько он мне должен? Четыре месячных зарплаты. В сентябре средняя зарплата в Украине составляла 2300 гривен.  Стало быть, он мне должен 9200 гривен. Много это или мало? Больше тысячи долларов. Столько не хватает на покупку реанимобиля в Керчи. Столько стоит маленький компьютер или большой холодильник, кожаная кровать или мотоцикл — кому что нравится. Словом, живые деньги. Реальная сумма.

Мы вон не всякий месяц можем тысячу отложить, а тут почти десять. Вернуть не просто, но возможно. Сумма как раз такая, за которую и судиться не жалко, и таскать ближнего в совет, и скандалить можно. Как раз та, которую НЕ ХОЧЕТСЯ прощать.

Но в этом случае ты попадешь в пыточную камеру.

Правёж — в древнерусском праве взыскание с обвинённого ответчика в пользу истца, соединённое с понудительными средствами; «править» означало на древнерусском языке «взыскивать». Если должник почему-либо не хотел или не мог заплатить долга, его ставили на правёж, который состоял в том, что неплатящего должника в течение известного времени ежедневно, кроме праздников, ставили перед судом или приказом, где он был обвинён, и в продолжение нескольких часов били батогами по ногам (источник).

ПО НУЛЯМ

И когда я размышляю, какой путь избрать, то на память приходит многозначное слово счетчик.

В подъезде дома возле лежащего на полу респектабельного господина стоят электрик и два врача скорой помощи.Электрик говорит: — Нервный какой-то… я работу закончил, звоню в дверь и говорю: «Хозяин, счетчик включен…»

На криминальном жаргоне «включить счетчик» означает силовыми методами взыскивать огромную неустойку. Это то, что сделает мне Христос, если не буду прощать другим.

Есть и другой вариант.

Когда покупал на Барабашова счетчики на воду, в словесной инструкции продавца была такая фраза: раз в два года их надо перерегистрировать. И некоторым покупателям кажется проще вместо этого купить новый. Обнулить счетчик.

В одной из харьковских общин есть хороший брат: мягкий, добродушный, симпатичный, начитанный, с уместным чувством юмора. Но крайне медлительный. В последний раз я связался с ним насчет ремонта аудиоплеера. Эта нужная мне вещь пролежала у него с мая по октябрь. По телефонам не отвечает. Наконец, звоню ему с номера жены. Выясняется, плеер не готов. На пятую попытку пересечься забираю, чтобы сдать в обычный ремонт. При встрече он ведет себя очень спокойно, извинений, естественно, никаких: «все ж свои».

Прихожу домой и говорю Ире: вот как к этому относиться? Вроде надо бы на такое реагировать. Но, с другой стороны, завтра я обращусь к нему за другим вопросом, или он обратится ко мне. В конце концов, как говорит президент нашей конференции Алексей Исаков ссорящимся пасторам, «братья, нам на одном облаке навстречу Христу лететь».

И я понял. Вариант один — обнулять счетчик. Обнулять, обнулять и обнулять. Чтобы не потерять право на бесплатный воздух, небо, веру, Библию, Духа Святого, церковь и место на этом облаке.

БЛИЖЕ К ТЕЛУ

«Церковная» тематика Христовой притчи ограничивается призывом прощать. Но жители постсоветских стран, ругая на чём свет стоит свои правительства, не видят необходимости выполнять свои обязательства перед ними — оплачивать коммунальные услуги. На гнилом Западе до такого не допускают. Там имущество должника социальные службы быстренько пустят с молотка.

А как быть христианам? Успокаивать совесть «народной мудростью» в стиле «от большого взять немножко — это не грабеж, а дележка»?

Притча оставляет должнику два варианта: платить сразу или умолять о небольшой отсрочке. Третьего рабу кредитора не дано.

…А вообще это глупо — разменивать свободу на киловатты.

Максим Балаклицкий