Субботняя школа. Иоав: Слабый военачальник Давида
Библейские тексты для исследования
2 Цар. 2:17-23; 3:23-27; 11:15:25; 20:7-11; 3 Цар. 1.
Памятный текст:
«Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца» (Притч. 21:2).
1. Название темы навевает на размышления. Иоав, судя по всему, не был слаб телом и полководческими способностями. Он вел войны Давида, как когда-то Давид вел войны Саула.
Ему способствовал успех в баталиях.
Иоав был слаб духовно, он, похоже, забывал, что он военачальник не в обычной армии, а в армии народа Божьего, в которой надо действовать по Божьим, а не по человеческим принципам.
Иоав думал о человеческом, а не о Божьем, за что и поплатился.
2. Иоав переводится как «Иегова Отец».
Какое имя! Когда мы читаем историю рождения Иоанна Крестителя, описанную в Лк.1, то видим, какое серьезное значение придавали иудеи имени младенца.
Родители Иоава, давая ему такое имя, мечтали, чтобы Бог был ему отцом и вел по жизни, но Иоав, когда вырос, похоже, мыслил по-другому.
Ведь в молитве Отче наш говорится: прости нас, как и мы прощаем.
Иоав, похоже, никому ничего не прощал, его орудием была не милость, а меч.
3. Все последние уроки необходимо рассматривать в историческом контексте, тогда, я думаю многое станет понятным. Если мы будем судить о героях мерками 21 века, то это будет не совсем верно.
Времена Давижда это конец эпохи судей, наверное самой сложной и непонятной эпохи в истории Израиля.
В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым.(Суд.17:6)
Во времена Саула и Давида народ только начинает привыкать к государственности, отучаться от клановости, самоуправства, от войн между коленами, которые случались во времена судей.
Иоав порождение эпохи, человек, который убирает конкурентов с пути, желая в Израиле добиться влияния на всех, и на царя тоже, тем более, что он был племянником царя Давида и может быть, где-то в глубине души мог мечтать и о троне для своего рода.
Во всяком случае то, как он безжалостно разделался с Авениром — вопреки приказу Давида, Авессаломом — вопреки Давидову же приказу, поддержал Адонию при живом Давиде, говорит о том, что он был мастер интриги и какие-то личные планы во всем этом преследовал.
Да и поведение Авенира относительно Иевосфея показывало, что в те времена военачальники могли командовать царями.
Слова Давида:
Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его! (2Цар.3:39)
показывают, что он действительно побаивался своих родственничков.
4. Памятный текст:
Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца (Прит.21:2).
Чудесный памятный текст для данного урока, если бы Иоав помнил это, он наверное бы больше оглядывался на Господа, чем полагался на свои умозаключения.
Так и человек, идя своей дорогой, не всегда помнит, что пред Богом открыто все, наши пути, как открытая страница пред Ним.
Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. (Еккл.11:9)
Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо. (Еккл.12:13,14)
Именно это к концу жизни хорошо усвоил Давид, но в некоторых вопросах было уже поздно, колесо судов Божиих уже вращалось, сыновья погибали, дочь была обесчещена, да и самому Давиду приходилось иногда спасаться бегством.
5. Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего; да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его: поразил мечом, без ведома отца моего Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского; да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на веки, а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его да будет мир на веки от Господа! И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне (3Цар.2:31-34).
Возмездие совершилось.
Человек, получивший при рождении имя «Иегова мой Отец», так и не обрел отца в Иегове.
Даже прибежав под защиту жертвенника, он не получил защиты от Иеговы, т.к. в жизни искал своего, а не того, что угодно Иегове.
Так и в последнее время, кто-то, нося имя Христа, уверен, что Христос сохранит его в годину испытания.
Но: Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца (Прит.21:2).
Нося имя Христа и поступая против воли Христа, человек навлекает на себя гнев Божий, а не Его защиту.
Иоав, сильный телом и полководческими навыками, привык надеяться на себя, а не на Отца небесного, что привело его к краху.
Сильный в войнах земных, он оказался очень слабым воином в небесной, духовной войне, и проиграл.
Пастор Сергей Молчанов
Комментарии (36):
Мещеряков
| Ссылка на комментарий
Я склоняюсь к тому , что Давид поставил их на работы. К этому и субъективные факты — характер Давида, характер воин предписываемых народу Моисеем и Втор.2:19 , невероятная тотальность ( «Так он поступил со всеми городами Аммонитскими.») и ( спасибо Д.Медведеву за участие) неоднозначность Синодального перевода. Но спорить по тому поводу не буду.
Руслан
| Ссылка на комментарий
К сожалению подавляющее большинство адвентистов Иоавы в худшем смысле.Это ислепая преданность, и мстительность из под тишка…Давайте учиться и учить людей думать независимо от человека ,а только от Бога.Давайте не оставлять важные темы на когда ни буть потом и меньше будет Авесаломов.Давайте примирять противников ,а не ставать на чью либо сторону.Давайте искать Божьего на100%
Molchanov
| Ссылка на комментарий
Иоав наверное вышел бы праведнее меня.
Хорошая мысль. Когда мы начинаем обсуждать героев Библии, думаю важно учитывать временной контекст, извлекая уроки. По словам Господа, Мф.12:41,42 каждое новое поколение все меньше вмещает открытый ему свет.
Но адвентисты не могут полагатся на это по определению, т.к. бедственное время Иакова проживут только те, кто описаны в Отер.14:4-5
Molchanov
| Ссылка на комментарий
Руслан написал:
19 Ноябрь, 2010 в 08:55
К сожалению подавляющее большинство адвентистов Иоавы в худшем смысле.
Я бы не бып столь категоричным. Я лично стараюсь начинать с себя.
Molchanov
| Ссылка на комментарий
Для меня эти уроки ценны тем, что я сам открыл для себя, почему Давид назван человеку по сердцу Господа.
Его гимн по смерти Саула и Ионафана. Саул его преследовал и желал ему смерти, но Давид искренне скорбит о его смерти.
Авенир тоже не всегда «желал» блага Давиду, но Давид искренне оплакивает и его конец.
Трагедия для Давида и смерть Авессалома.
Я думаю, что во время заговоров и борьбы за престол, сохранить сердце, которое не искало «козней», великое приобретение. Иоав ставил в жизни кресты на судьбах людей: Авенир, Авессалом, Амессай. Его жизнь так же закончилась крестром.
Ухватившись за жертвенник без покаяния, он обрел смерть у жертвенника. Прожив без покаяния, он без него и умер.
Чис.35:16,19 Иоав вроде бы действовал по закону, по которому разрешалось убийство мстителем за кровь.
мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его;
(Чис.35:19)
Для меня остается вопрос, насколько можно обвинять Иоава в убийстве Авенира, если он мститель по закону?
Ответ пока вижу один: Иоав сознательно пошел против воли царя, хотя он ему по сути подчинен.
Авенир принес Давиду предложение о мире: поступок Иоава мог привести к продолжению войны, мне кажется это одна из причин того, что Давид так серьезно «открестился» от убийства Авенира и оказал тому высочайшие почести при погребении, чтобы сгладить возможный раскол между Израилем и Иудою.
И весь народ узнал это, и понравилось ему это, как и все, что делал царь, нравилось всему народу.
И узнал весь народ и весь Израиль в тот день, что не от царя произошло умерщвление Авенира, сына Нирова.
(2Цар.3:36,37)
Мещеряков
| Ссылка на комментарий
В отношении «мстителя за кровь»… Это не касалось смерти на войне. Иоав 100% не прав по закону.
Molchanov
| Ссылка на комментарий
Мещеряков написал:
19 Ноябрь, 2010 в 15:21
В отношении “мстителя за кровь”… Это не касалось смерти на войне. Иоав 100% не прав по закону.
100% не прав, серьезное заявление, только в Библии этого не нахожу. Где написано, что не распространялось на войну?
В моей Библии такого не нахожу.
Закон дан Божьему народу, разве Бог, давая закон, планировал братоубийственные войны внутри народа?
Странно.
2цар.2:26,27 Авенир и Иоав тожу понимали, что братоубийство не нормально.
Мещеряков
| Ссылка на комментарий
Ну может этот текст есть в вашей Библии? 3Цар.2:5 «Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира«. В отношении мстителей за кровь в военное время…Можно поговорить.
Валерий Журавский
| Ссылка на комментарий
А я вообще друзья думаю вот о чем, если бы предоставилась возможность тому же Давиду, да и всем остальным, кого разбирают в этих комментариях, прочитав все, им бы пришлось еще с собой познакомиться, узнать всю правду о себе. Думаю они были бы приятно удивлены :-))) человеческому воображению и логике. Трудно разбирать поступки человека не узнав сердечных намерений и мотивов, можно такого понаписать, что потом ни в одни ворота не влезет…. нам самим порой бывает трудно друг друга понять, не говоря уже о ветхозаветных временах… :-)))
Валерий Журавский
| Ссылка на комментарий
Вот смотрите перетащил с блога А.Лисичного: «Что вызывает во мне большие опасения… и что я полон решимости любыми средствами предотвратить — это узость духа, рвение ограниченности, замкнутость и прямолинейность; этот безысходный фанатизм, из-за которого многие люди даже не могут поверить, что кроме них самих есть много других людей, так же являющихся Божьими творениями…» (Уэсли).
Сергей Молчанов
| Ссылка на комментарий
Но благосклонно принятое предложение такого доблестного воина возбудило зависть Иоава, начальника армии Давида. Авенир и Иоав находились в отношениях кровной мести, поскольку Авенир во время войны между Израилем и Иудеей убил Асаила, брата Иоава.
Патриархи и пророки. с.699