Памятный текст: Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1Пет.2:9).
Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
Священство Ветхого и Нового Заветов, в чем общность и в чем разница?
Священство Ахимелеха, ложь и трагедия, существует ли в святая ложь?
Священство Авиафара, падение Авессалома: причины падения и роль Авиафара в этом падении.
Предопределение или предвидение, последствия выбора.
1. Священство Ветхого и Нового Заветов: в чём общность и в чём разница?
В начале рассмотрим памятный текст, т.к. он подводит нас к главной идее, которую автор пособия хотел предложить нам для исследования.
Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1Пет.2:9).
Мысли, вытекающие из текста:
Цель народа Божьего — возвещать совершенства Бога.
Слово совершенства (греч. арэт’ай) имеет следующие значения:
(нравственное) совершенство, превосходные качества,
добродетель, благородство.
Какая планка! Всему миру говорить о нравственном совершенстве Призвавшего.
Как возвещать? Словом? И словом и делом.
Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. (1Пет.2:11,12)
Какая планка! Жить так, чтобы в нашей жизни видели совершенства Бога.
Для этого Он и призвал нас, чтобы в нас увидели Его.
Это роль царственного священства, святого народа, удела (собственности) Господа — жить во свете Господа, нести свет, а не тьму. Слово «свет» в русском языке созвучно слову «свят».
Святой — значит светлый, в котором нет тьмы.
Тьма в Библии обозначает состояние мира до начала творения.
И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине (1Иоан.1:5,6).
Подведем итоги этого рассуждения: цель священства, как Нового, так и Ветхого заветов, возвещать словом и жизнью нравственное совершенство Бога, быть светом для ходящих во тьме и призывать их в чудный свет Творца.
Так как прийти к свету Бога можно только через Господа Иисуса, то, цель священства возвещать о жизни, подвиге Господа и о спасение через Него.
Разница в священстве — священники Ветхого Завета открывали совершенства Господа не только в словах и в своей жизни, но и в ритуалах, которые указывали на Его предстоящую смерть, они выполняли роль посредников между Господом и людьми.
Священство Нового Завета провозглашает совершенство Господа в словах и жизни. Посредником между Богом и человеком является Христос, поэтому народ Божий Нового Завета призван приводить людей ко Христу как единственному Посреднику.
2. Священство Ахимелеха. Ложь и трагедия. Существует ли в святая ложь?
И сказал Давид Ахимелеху священнику: царь поручил мне дело и сказал мне: «пусть никто не знает, за чем я послал тебя и что поручил тебе»; поэтому людей я оставил на известном месте; итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять, или что найдется (1Цар.21:2,3).
По форме это ложь, но, предлагаю обсудить одну идею.
Словарь Ожегова: ЛОЖЬ — намеренное искажение истины, неправда, обман. Уличить во лжи. Мысль изречённая есть л. (афоризм). Л. во спасение и святая л. (оправданная необходимостью, с благой целью).
Есть ли в Библии святая (оправданная необходимостью, с благой целью) ложь?
Ясно, что Библия осуждает ложь:
Не клянитесь именем Моим во лжи, и небесчести имени Бога твоего. Я Господь (Лев.19:12)
Не скажут уста мои неправды, и язык мой непроизнесет лжи! (Иов 27:4)
Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи (Пс.39:5)
Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:9)
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Иоан.8:44).
В связи с этим обращаюсь ко всем, если это возможно, если есть хорошие идеи, т.к. в страхе и трепете пытаюсь получить ответ от Господа, помогите понять, почему в Библии есть следующее:
2.1. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему (Исх.3:18).
Такая ли цель была на самом деле у Господа?
Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и [увидел], что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед (Исх.3:16,17).
Почему для старейшин Израилевых одно, для фараона другое?
2.2. Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле (Иис.Нав.2:3-6).
Почему Раав не попала в разряд согрешивших ложью грешниц, а попала в герои веры?
2.3. И увидел их отрок и донес Авессалому; но они оба скоро ушли и пришли в Бахурим, в дом одного человека, у которого на дворе был колодезь, и спустились туда. А женщина взяла и растянула над устьем колодезя покрывало и насыпала на него крупы, так что не было ничего заметно.
И пришли рабы Авессалома к женщине в дом, и сказали: где Ахимаас и Ионафан? И сказала им женщина: они перешли вброд реку. И искали они, и не нашли, и возвратились в Иерусалим. Когда они ушли, те вышли из колодезя, пошли и известили царя Давида и сказали Давиду: встаньте и поскорее перейдите воду; ибо так и так советовал о вас Ахитофел (2Цар.17:18-21).
Правильно ли поступила эта женщина, поступив подобно Раав?
Я думаю на этой грешной земле не все так просто.
Поэтому, весьма осторожно отношусь к комментариям на историю:
И пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою? И сказал Давид Ахимелеху священнику: царь поручил мне дело и сказал мне: «пусть никто не знает, за чем я послал тебя и что поручил тебе»; поэтому людей я оставил на известном месте; итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять, или что найдется. И отвечал священник Давиду, говоря: нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный; если только люди [твои] воздержались от женщин! И отвечал Давид священнику и сказал ему: женщин при нас не было ни вчера, ни третьего дня, со времени, как я вышел, и сосуды отроков чисты, а если дорога нечиста, то [хлеб] останется чистым в сосудах. И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы (1Цар.21:1-6).
Категорически судить о том, насколько неправильно поступил Давид, солгав Ахимелеху, не берусь в свете вышеизложенных текстов из Библии, а также еще по следующим обстоятельствам:
И отвечал Доик Идумеянин, стоявший со слугами Сауловыми, и сказал: я видел, как сын Иессея приходил в Номву к Ахимелеху, сыну Ахитува, и тот вопросил о нем Господа, и дал ему продовольствие, и меч Голиафа Филистимлянина отдал ему.
(1Цар.22:9,10)
И сказал ему Саул: для чего вы сговорились против меня, ты и сын Иессея, что ты дал ему хлебы и меч и вопросил о нем Бога, чтоб он восстал против меня и строил мне ковы, как это ныне видно?
(1Цар.22:13)
Теперь ли я стал вопрошать для него Бога? Нет, не обвиняй в этом, царь, раба твоего и весь дом отца моего, ибо во всем этом деле не знает раб твой ни малого, ни великого (1Цар.22:15).
Ахимелех выполнил священнические обязанности и вопросил Господа, прежде чем помочь Давиду.
Христос так же приводит поступок Ахимелеха как пример заботы о ближнем, которая превыше формального исполнения своих обязанностей.
Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? (Мк. 2:25, 26).
Почему в этих словах Господь ни слова не говорит о лжи Давида, указывая на его нужду как главный фактор его поведения.
2.3. Итоги: приведенное выше исследование утверждает меня в том, дьявол — отец лжи. Но, в приведенных некоторых текстах Писания, я вижу до конца не ясные для меня вопросы данной проблемы.
Я пока понимаю только одно. Жизнь человека превыше всего.
В остальном, все желающие, пожалуйста помогите разобраться.
2.4. Из жизни Ахимелеха мы видим, что основной обязанностью священника было: оказать первую помощь нуждающемуся, вопрошать Господа, не знать пред лицом Господа ни малого, ни великого, знать только волю Господа, ее защищать пред царями и по ней жить.
3. Священство Авиафара, падение Авессалома: причины падения и роль Авиафара в этом падении.
3.1. Вопрошение воли Господа было очень важной обязанностью священников.
В связи с этим, возникает вопрос, если мы, как христиане, являемся царственным священством, то как обстоит дело с нашей способностью слышать голос Господа?
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Иоан.15:16).
Этот текст весьма созвучен памятному тексту урока.
Он указывает на то, что наше призвание: пребывать на Лозе (Иисусе) и приносить плод, причем это должно быть стабильным процессом, тогда при вопрошании Господа мы сможем понимать Его волю.
3.2. Автор пособия предлагает нам два способа познания, воли Господа:
Через людей
Через жизненные обстоятельства
Еще, необходимо добавить:
Библия, молитва, совесть, богослужение, размышление, Дух Пророчества.
Как дополнение можно рассматривать сны, но это отдельная тема.
3.3. Причина падения Авессалома в том, что многоженство, хотя и не осуждалось в то время, было не Божьим установлением. Как результат видим проблемы у Авраама, Иакова, Давида.
Братья и сестры по отцу, но не по матери, ведут себя так, что могут друг друга насиловать, убивать и т.д.
Давид почти не вмешивается в эти процессы, т.к. сам, согрешив с Вирсавией, лишил себя нравственного авторитета в глазах детей.
И родились у Авессалома три сына и одна дочь, по имени Фамарь; она была женщина красивая (2Цар.14:27).
Судя по этому эпизоду, Авессалом очень любил родную сестру, он лично переживал ее позор и назвал ее именем дочь. Становится понятным озлобление Авессалома против царя, который не осуществил никакого суда над Амноном.
Также Авессалома озлобило изгнание с глаз царя.
Тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя (2Цар.15:3).
Прямой намек на то, что Авессалом разуверился в справедливости Давида, его способности править, и начинал думать, что настало его время.
Конечно, дьявол возбуждал гордыню, жажду власти, да еще при такой красоте и внешней солидности. Авессалом в этом выступает как некое продолжение Саула, такого же красавца и гонителя Давида.
Нет сомнения, Авессалом был прирожденным лидером, одаренным многими способностями и талантами. Если бы не скверные черты его характера, он мог бы стать отличным царем. Примечательно, что он сумел убедить столь многих людей поддержать его и восстать против Давида (Новый библейский комментарий).
Хорошим предзнаменованием было то, что оба первосвященника остались верными Давиду (Там же).
И отвечал Еффей царю и сказал: жив Господь, и да живет господин мой царь: где бы ни был господин мой царь, в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой (2Цар.15:21).
Еще один чужестранец с образцовой верой. Это говорит о том, что вера Давида, каким бы он ни был в отдельных моментах жизни грешником, была способна заражать других.
Хотя, Авессалом судя по всему, взял под контроль армию, что говорит о его задатках быть царем, гвардия осталась верной Давиду.
Священники так же остались верными законному царю.
Вот и Садок, и все левиты с ним несли ковчег завета Божия из Вефары и поставили ковчег Божий; Авиафар же стоял на возвышении, доколе весь народ не вышел из города. И сказал царь Садоку: возврати ковчег Божий в город. Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его (2Цар.15:24,25).
Давид наверное больше священников в данной ситуации понимал, что Бог не живет в предметах, что вопрос не в том, где будет находиться ковчег, а в том, с кем Дух Господа.
Давид полностью предал себя Господу, его отступление говорит о том, что он ждет Его воли.
И возвратили Садок и Авиафар ковчег Божий в Иерусалим, и остались там (2Цар.15:29).
Священники мужественно решили подчиниться воле царя.
4. Предопределение или предвидение, последствия выбора.
Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов (3Цар.1:5).
Похоже Адония идет путем Авессалома.
Авиафар расходится во взглядах с Садоком и Нафаном по поводу Адонии, идя против прямой воли Господа:
И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его (1Пар.22:7-9).
4.1. Результат противления воле Божией:
А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцом моим, и терпел все, что терпел отец мой. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме
(3Цар.2:26,27).
4.2. Печальный финал в общем неплохого человека.
Еще одно напоминание о том, что веру необходимо хранить до конца.
Одно отступление от воли Господа и все катится вниз.
Это напоминает историю Давида и Вирсавии.
4.3. Бог не предопределил Авиафару удаления от священства.
Господь предвидел путь Авиафара.
Ав’иаф’ар (отец изобилия) — сын Ахимелеха, священник из рода Ифамара, первосвященник при Давиде и Соломоне. Единственный, спасшийся из Номвы. Встал на сторону Адонии, сына Давида, и был отстранен Соломоном от первосвященнической должности (по пророческому слову о доме Илия — 3Цар. 2:27). На нем закончилась в первосвященстве линия Ифамара (Вихлянцев 2:55).
Единственный спасшийся от руки Саула не смог сохранить первосвященническую линию.
СПАСЕНИЕ НУЖДАЕТСЯ В БЕРЕЖНОМ СОХРАНЕНИИ И ЗАБОТЕ.
Авессалом и Авиафар — пример того, как, имея прекрасные таланты, можно погубить жизнь и служение, «поведясь» на гордыне и противлении Божьей воле.
Пастор Сергей Молчанов