Субботняя школа. Ионафан: Рожденный царствовать

Библейские тексты для исследования:

1 Цар. 14:6–13, 1 Цар. 24–46; 1 Цар. 18; 1 Цар. 19; 1 Цар. 31:1–7;

2 Цар. 1:5–12; 4 Цар. 6:8–17.

Памятный текст:

«И сказал Ионафан слуге оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду этих необрезанных; может быть, Господь поможет нам, ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих или немногих» (1 Цар. 14:6).

Имя Ионафан означает «дар Божий», букв. «Иегова дал».

1. Не все так просто с наследственностью: у Илия дети неважные, у Самуила тоже.

У Саула рождается один из лучших сыновей Библии.

Чтобы понять этот феномен, думаю, что нельзя однозначно судить о личности Саула.

Кроме негативных черт, Саул имел и то, что Ионафан мог перенять.

1.1. Саул был скромным во время своего призвания: И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот, он скрывается в обозе (1Цар.10:22).

Когда Саул понял, что сейчас перед народом он будет назван как царь, он испугался. Он понимал вся ответственность, свою слабость.

1.2. А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того (1Цар.10:27).

Мудрость в отношении к врагам, достойная царя.

1.3. И вот, пришел Саул позади волов с поля и сказал: что сделалось с народом, что он плачет?

Саул, будучи помазан и представлен народу, не спешит царствовать, он еще с волами в поле.

Он понимает, какая ответственность на царе Божьего народа.

1.4. И пересказали ему слова жителей Иависа. И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его; и взял он пару волов, и рассек их на части, и послал во все пределы Израильские чрез тех послов, объявляя, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила. И напал страх Господень на народ, и выступили все, как один человек (1Цар.11:5-7).

Царь, который так переживает о Божьем народе и действует по вдохновению Святого Духа — хороший царь, Господь не ошибся. Нет идеальных людей. Прося  человеческого правления, они отвергли Идеального Царя.

1.5. Способность прощать врагов:

Тогда сказал народ Самуилу: кто говорил: «Саулу ли царствовать над нами»? дайте этих людей, и мы умертвим их. Но Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле (1Цар.11:12,13).

Вывод. Ионафану было что взять у отца: непримиримость к врагам народа Божьего; скромность, понимание ответственности и способность прощать врагов в начале царствования, мужество, решимость и способность повести за собою, талант полководца.

2. В отличие от отца, Ионафан максимально взрастил в себе все доброе.

Урок для нас: взращивать в себе доброе и хоронить злое.

В отличие от отца, он взращивал в себе несгибаемую веру.

Идти с одним мечом против отряда врагов — это, по крайней мере не меньше веры Гедеона.

2.1. 1Цар.14:7 настоящая вера склонна заряжать других.

1Цар.14:8-10 — один из способов вопрошать Господа — просить о знамении.

2.2. Ионафан исполнил слова Закона, он возлюбил Давида как себя, на такое способна только чистая душа.

Когда кончил [Давид] разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу (1Цар.18:1).

2.3. И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства (1Цар.18:8).

Падение начинается с зависти. Этим мы открываем двери души для нашествия злых духов.

2.4. Саул сам пошел в Раму, и дошел до большого источника, что в Сефе, и спросил, говоря: где Самуил и Давид? И сказали: вот, в Навафе, в Раме. И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме. И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: «неужели и Саул во пророках?»(1Цар.19:22-24).

То, что иногда необъяснимо: Дух Божий сходит на человека, одержимого идеями зла. То же произошло и в жизни Валаама.

Но даже это не может изменить человека, который упорно лелеет в сердце зло.

Описанный здесь случай очень напоминает три пятидесятка, которые приходили за пророком Илией.

Но здесь Бог не поражает Саула, он обезоруживает его, сойдя на него Духом, давая еще раз шанс к изменению сердца.

3. 1Цар.31:1-7 Великое сердце не покинуло отца и умерло с ним. Это сердце Ионафана.

Рожденный царствовать не стал царем на земле, т.к. он явил своей жизнью, что рожден царствовать на небе.

3.1. Он исполнил закон, т.к. возлюбил Давида как самого себя и был готов отдать царство ему.

3.2. Его любовь к отцу не охладела, несмотря на характер отца. Он умер с отцом, исполнив Закон.

3.3. Ионафан — «Иегова дал», дар Божий.

Саул не разглядел дара в сыне.

3.4. Почему Господь допустил смерть Ионафана?

Исследуя эту тему, пришел к трудному выводу:

Господь успокоил свое дитя, потому что его сердце разрывалось между любовью к отцу и любовью к Давиду. Наверное, наблюдая возрастающую ненависть отца к Давиду, возрастающее падение отца в пропасть греха, Ионафан решил разделить с ним его последний путь.

3.5. Слава Господу за эти уроки.

Ионафан рожден царствовать в вечности, потому что глядя на него, во многом я вижу в нем его Царя — Христа.

Пастор Сергей Молчанов