Субботняя школа. Ионафан: Рожденный царствовать

18-10-2010, комментариев 7

18-12Библейские тексты для исследования:

1 Цар. 14:6–13, 1 Цар. 24–46; 1 Цар. 18; 1 Цар. 19; 1 Цар. 31:1–7;

2 Цар. 1:5–12; 4 Цар. 6:8–17.

Памятный текст:

«И сказал Ионафан слуге оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду этих необрезанных; может быть, Господь поможет нам, ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих или немногих» (1 Цар. 14:6).

Имя Ионафан означает «дар Божий», букв. «Иегова дал».

1. Не все так просто с наследственностью: у Илия дети неважные, у Самуила тоже.

У Саула рождается один из лучших сыновей Библии.

Чтобы понять этот феномен, думаю, что нельзя однозначно судить о личности Саула.

Кроме негативных черт, Саул имел и то, что Ионафан мог перенять.

1.1. Саул был скромным во время своего призвания: И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот, он скрывается в обозе (1Цар.10:22).

Когда Саул понял, что сейчас перед народом он будет назван как царь, он испугался. Он понимал вся ответственность, свою слабость.

1.2. А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того (1Цар.10:27).

Мудрость в отношении к врагам, достойная царя.

1.3. И вот, пришел Саул позади волов с поля и сказал: что сделалось с народом, что он плачет?

Саул, будучи помазан и представлен народу, не спешит царствовать, он еще с волами в поле.

Он понимает, какая ответственность на царе Божьего народа.

1.4. И пересказали ему слова жителей Иависа. И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его; и взял он пару волов, и рассек их на части, и послал во все пределы Израильские чрез тех послов, объявляя, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила. И напал страх Господень на народ, и выступили все, как один человек (1Цар.11:5-7).

Царь, который так переживает о Божьем народе и действует по вдохновению Святого Духа — хороший царь, Господь не ошибся. Нет идеальных людей. Прося  человеческого правления, они отвергли Идеального Царя.

1.5. Способность прощать врагов:

Тогда сказал народ Самуилу: кто говорил: «Саулу ли царствовать над нами»? дайте этих людей, и мы умертвим их. Но Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле (1Цар.11:12,13).

Вывод. Ионафану было что взять у отца: непримиримость к врагам народа Божьего; скромность, понимание ответственности и способность прощать врагов в начале царствования, мужество, решимость и способность повести за собою, талант полководца.

2. В отличие от отца, Ионафан максимально взрастил в себе все доброе.

Урок для нас: взращивать в себе доброе и хоронить злое.

В отличие от отца, он взращивал в себе несгибаемую веру.

Идти с одним мечом против отряда врагов — это, по крайней мере не меньше веры Гедеона.

2.1. 1Цар.14:7 настоящая вера склонна заряжать других.

1Цар.14:8-10 — один из способов вопрошать Господа — просить о знамении.

2.2. Ионафан исполнил слова Закона, он возлюбил Давида как себя, на такое способна только чистая душа.

Когда кончил [Давид] разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу (1Цар.18:1).

2.3. И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства (1Цар.18:8).

Падение начинается с зависти. Этим мы открываем двери души для нашествия злых духов.

2.4. Саул сам пошел в Раму, и дошел до большого источника, что в Сефе, и спросил, говоря: где Самуил и Давид? И сказали: вот, в Навафе, в Раме. И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме. И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: «неужели и Саул во пророках?»(1Цар.19:22-24).

То, что иногда необъяснимо: Дух Божий сходит на человека, одержимого идеями зла. То же произошло и в жизни Валаама.

Но даже это не может изменить человека, который упорно лелеет в сердце зло.

Описанный здесь случай очень напоминает три пятидесятка, которые приходили за пророком Илией.

Но здесь Бог не поражает Саула, он обезоруживает его, сойдя на него Духом, давая еще раз шанс к изменению сердца.

3. 1Цар.31:1-7 Великое сердце не покинуло отца и умерло с ним. Это сердце Ионафана.

Рожденный царствовать не стал царем на земле, т.к. он явил своей жизнью, что рожден царствовать на небе.

3.1. Он исполнил закон, т.к. возлюбил Давида как самого себя и был готов отдать царство ему.

3.2. Его любовь к отцу не охладела, несмотря на характер отца. Он умер с отцом, исполнив Закон.

3.3. Ионафан — «Иегова дал», дар Божий.

Саул не разглядел дара в сыне.

3.4. Почему Господь допустил смерть Ионафана?

Исследуя эту тему, пришел к трудному выводу:

Господь успокоил свое дитя, потому что его сердце разрывалось между любовью к отцу и любовью к Давиду. Наверное, наблюдая возрастающую ненависть отца к Давиду, возрастающее падение отца в пропасть греха, Ионафан решил разделить с ним его последний путь.

3.5. Слава Господу за эти уроки.

Ионафан рожден царствовать в вечности, потому что глядя на него, во многом я вижу в нем его Царя — Христа.

Пастор Сергей Молчанов


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (7):

  • Валерий Журавский

    |

    Рожденный царствовать.
    1Пет.2:9. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
    1Цар.14:29. И сказал Ионафан: СМУТИЛ отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду;
    Параллельный текст; —
    3Цар.18:18 И сказал Илия: не я СМУЩАЮ Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели
    повеления Господни и идете вслед Ваалам;
    СМУЩЕНИЕ, страх, испуг, робость, боязливость. У людей и целых народов, являющихся врагами
    народа Божьего и противящихся делу спасения, Господь вызывает полную утрату мужества и
    растерянность (Исх 23:27; Нав 2:11; Пс 45:7; 1 Мак 4:32). У израильтян СМУЩЕНИЕ является признаком НЕДОСТАТКА ВЕРЫ (Втор 1:28; Нав 14:8) или следствием суда над теми, кто был непослушен Богу (1Цар 28:5; Иез 21:7,15). Ибо если народ Божий безраздельно верен Господу, то Бог не даст ему испугаться и СМУТИТЬСЯ (Втор 20:3; Ис 51:7).
    При всяком человеческом СМУЩЕНИИ Бог дает человеку утешение и обещает Свою помощь (Ис 35:4; Иер 46:27; Евр 12:5). Поэтому Павел вправе сказать: «Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся» (2Кор 4:8). Если апостол не надеялся остаться в живых (2Кор 1:8), то это означает
    лишь то, что он не видел больше возможности уйти от смерти. Сколь мало он впадал при этом в СМУЩЕНИЕ
    показывает Флп 1:20-23. Опасность СМУЩЕНИЯ становится ясна из того, что в Израиле перед сражениями боязливых и малодушных отправляли по домам, чтобы они не заразили своей робостью других (Втор 20:8; Суд 7:3). Если не преодолеть боязливости верой в Бога, то она может привести даже к проклятию (Откр.21:8; Мф. 8:26; Мк. 4:40).


  • Сергей Молчанов

    |

    Среди тех, кто уподобился Христу своим самоотречением, стоят имена Ионафана из Ветхого Завета и Иоанна Крестителя из Нового Завета.Ионафан, наследник престола по рождению, отказался от царства по Божественному повелению. Он был самым нежным и верным другом своему сопернику. Оберегая жизнь Давида, он подвергал опасности свою собственную жизнь. Ионафан остался верным отцу, несмотря на крушение надежд и мрачные времена заката его власти. Личность Ионафана высоко ценится на небесах, а на земле свидетельствует о существовании бескорыстной любви и ее силе. (Воспитание, 157)
    Песнь, в которой Давид излил всю скорбь своего сердца, стала сокровищем его нации и народа Божьего во всех грядущих веках:
    «Краса твоя, о, Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем… Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери Израильские! Плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан: ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!» (2 Цар. 1:19-27) (П.П., 697)


  • Сергей Молчанов

    |

    Ионафан был настоящим странником и пришельцем на этой земле. Глазами веры он искал неземного царства. Будучи законным наследником царства земного, он отказался от него в пользу небесного, которое он носил в своем сердце.
    Каждый человек, рождающийся в этот мир, рождается для неба, но все ли сохраняют свое право на небо?
    Иисус нам всем подарил это право, но имеем ли мы веру Ионафана?
    Пусть Господь благословит нас такою верою.


  • Грицуля Олег

    |

    Брат Молчанов интересно подметил схожесть между Ионафаном и Христом в отношении царствования, должны были править на земле, но будут царствовать на небе. Есть еще параллели:
    1.Ионафан, выступая против филистимлян (их 300.000 только пехоты -Флавий ,,Иудейские древности» , идет на верную смерть, ночью идет к лагерю неприятеля, выходя к нему с рассветом (Флавий), проходя свою
    ,, Гефсиманию».
    2.Ионафан получил знак от Бога 1Царств 14:11-12; Христос получил тоже Луки 22:43 (Ангел пришел).
    3. Враги пали пред Ионафаном 1Царств 14:13; Враги пали пред Христом Ионна 18:5-6.
    4.Ужас в стане филистимлян, трепет, ДРОГНУЛА ЗЕМЛЯ 1Царств 14:15; на Голгофе тоже земля потряслась (Мф 27:51).
    5.За принесенное спасение Ионафан заслужил смерть, приговор вынес самый близкий-отец
    1 Царств 14:44; Иисус, спасая людей заслужил смерть, приговор вынес самый близкий, олицетворение Его самого — первосвященник Мф 26:65-66.


  • Сергей Молчанов

    |

    очень интересные мысли брата олега. Спасибо, есть над чем думать.
    И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой.
    (1Цар.18:4)
    Думаю, что это действие Ионафана указывает еще раз на то, что он был под водительством Духа, т.к. таким образом, символически, наверное даже на подозревая того, он показал, что одежда наследника престола принадлежит Давиду.


  • Александр Дулгер

    |

    Из всех положительных качеств Ионафана пожалуй самым поразительным является его вера. Что и отмечено в памятном тексте:

    «И сказал Ионафан слуге оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду этих необрезанных; может быть, Господь поможет нам, ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих.» (1-я Царств 14:6)

    Все израильтяне знали, что Господь спасал свой народ через судей буквально несколько поколений назад. Все они знали, что «для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих.», так как Господь спасал «чрез немногих» буквально несколько десятилетий назад. Например, через Самсона. Но знать и верить — это большая разница. Все знали, но не вышли против филистимлян, а Ионафан и его слуга знали и вышли. В этом проявилась их вера. Вера — есть истинная вера, когда знание о Боге и Его делах достигает степени доверия и приводит к каким-то поступкам, иногда безумным поступкам в глазах этого мира. Об этом писал ап.Иаков (Иак.2:14-17). Если же дел или поступков нет, то это не вера в Бога, а просто знание о Боге.

    В этом урок для всех нас. Будем же внимательны к себе. Не обманываем ли мы сами себя? Имеем ли мы настоящую веру или имеем только знание о Боге в виде доктрин и опытов других людей?

    Пример: 1Кор.12:1-11 и Ефес.4:11-13 повествуют о духовных дарах для служения в церкви и для дела евангелия. Мы все об этом знаем. Делаю ли я какие-то дела в связи с этим? Совершаю ли я какое-то служение в церкви? Или я говорю: «у меня нет даров» или «я не знаю, что мне делать». Это и есть проверка нашей веры. Соответствует наша жизнь и наши дела Слову Бога или мы просто знаем, что Бог так сказал.

    О дружбе с Давидом: Давид также имел такую веру. Он вышел против Голиафа как бы говоря: «для Господа нетрудно спасти от Голиафа даже через подростка». Это и был фундамент их дружбы с Ионафаном — великая вера. Дружба — это, прежде всего, общность интересов.


  • Сергей Молчанов

    |

    Думаю, что Ионафан полюбил Давида будучи восхищен его верой против Голиафа.
    Ионафану хватило веры выйти против отряда филистимлян с одним мечом и оруженосцем. Тем не менее, он не откликнулся на вызов Голиафа.
    Мне кажется, это говорит о том, что вера не бросается на проблему сломя голову, она движется Святым Духом.
    Ионафану, царскому сыну, человеку, боящемуся Бога, предстояло избавить Израиля. Движимый Божественной силой, он предложил своему оруженосцу тайно напасть на стан врага. «Может быть, — настаивал он, — Господь поможет нам; ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих».
    (П.П.с.623)
    В случае с отрядом филистимлян Святой Дух побудил Ионафана на подвиг.
    В случае с Голиафом, Дух не побуждал Ионафана, чтобы дать возможность проявить себя Давиду.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"