«В усыновлении нет никакого геройства — нас Бог к этому вел»

Интервью пастора Александра Дворникова, воспитателя девятерых приемных детей:

Занимаясь профилактикой наркомании и алкоголизма, я постоянно убеждался, что корни этих бед идут из детского возраста. Бог как-то подводил к этому.

Потом зашёл в районную администрацию в Новомосковске, а там висит объявление, что можно детей брать на воспитание. Мы с женой посоветовались, помолились и поехали.

Нам сообщили, что для усыновления надо проходить специальные курсы по психологии, по окончании которых в областной администрации признают, что нам можно давать на воспитание детей. На курсах учёба была по субботам и мы сказали, что в этот день не можем посещать занятия. Нам ответили, что ничем нам помочь не могут, что придётся ехать в Днепропетровск в администрацию и там разговаривать по этому поводу. И кстати, лучше Вам не говорить о том, что вы верующие…

Поехал я туда. Взял книгу Елены Уайт «Великая борьба» и другую духовную литературу. Рассказал о себе, что за вера, объяснил ситуацию… В конечном итоге психолог дала «добро».

Когда мы с женой пошли на курсы, на нас настороженно смотрели, особенно на жену. И на собеседование её вызвали первой. Поговорили, вроде бы расположились. И когда я пошёл, оказалось, что они знают адвентистскую благотворительную организацию АДРА, которая в 2008 и 2009 годах давала подарки детским домам. И когда они услышали, что эта организация от нашей церкви, то вообще «растаяли»! Потому что до этого у них было предвзятое мнение об адвентизме.

После того как  мы прошли курсы по адаптации детей, нам предложили (а мы хотели взять одного, ну, двоих детей), точнее, позвонили и сказали, что в районном отделении больницы лежит ребёнок. Мы приехали смотреть, и оказалось, что у этого мальчика есть сестричка. Посмотрели сестричку и братика, а там ещё один ребёнок. Нам сказали: можете брать, можете не брать, но если его не забрать, то он пропадёт. Ребёнок был какой-то замученный, мы его и взяли третьим. Получилось у нас два мальчика и одна девочка. Еще смотрим: девочка (четыре годика), с мальчиками играется. И возникло ощущение, что надо ещё девочку.

В первые дни с детьми было тяжело, так как они до этого практически бомжевали. Не умели пользоваться ни вилкой, ни  ложкой. Гигиена была на самом низком уровне.

Потом мы поехали в ту службу и сказали, что хотим взять ещё одну девочку. Они говорят: приезжайте. Но перед этим всем конечно мы просили: если есть на то Божья воля. И вот в детском доме в Днепропетровске нам показали фотографию троих детей.

Хотя, надо сказать, что детские дома сейчас не очень-то хотят отдавать детей. Идёт борьба. Они теряют детей и работу, поэтому настраивают детей, говоря, что их продадут на органы и т.д.

Дело в том, что государство хочет полностью расформировать детские дома и создать детдома семейного типа. Потому что существующие детские организации «работают на тюрьму».

Мы проводили служение в тюрьме и общались с заключёнными, которые приходили к нам на служение. Они практически все из детских домов. Дети, которые выходят из детских домов, совершенно не адаптированы к жизни в обществе. Они привыкли жить на полном обеспечении, и когда их выпускают в самостоятельную жизнь, то они сами себя обслужить не в состоянии.

Государство увидело, что детские дома работают опять  на детские дома (получается замкнутый круг), и стало ориентироваться на проект семейного детского дома. Этот проект хотят внедрить, но дело в том, что очень мало желающих это сделать. У нас на район всего два семейных детских дома. Но наш семейный детский дом получается самый большой в районе, у нас детей девять человек!

— Ого!

Да. Но получилось так, что со службы приезжают и помогают нам, потому что это не так просто — воспитать детей, которых мы взяли. С ними нужно много роботать. И я вам должен сказать, чтобы направить этих детей в нужное русло здесь никак не обойтись без библейского слова. За три года у нас произошли большие изменения. У нас три девочки, но с ними уже такого не было как с предыдущими детьми.

— Cкажите пожалуйста, а в чём  конкретно проявляются изменения, которые произошли в детях?

Если ребенку было присуще воровать, в порядке  вещей, то в предыдущих условиях  жизни у него воровство стояло на первом месте. Он у нас по началу воровал, но сейчас это искоренилось полностью. Это один момент. Второй момент — это вопрос гигиены. Они не знали даже, что такое зубная щётка. В третьих, они поднялись в учёбе. По оценкам у нас мальчик смог закончить учебный год без шестёрок, а раньше у него оценки не превышали четвёрки. Вот такая работа идёт.

Последнее, что нам предложили — это четверо детей. К нам приехали из социальной службы и сказали, что у Вас площадь позволяет и характеристики у Вас хорошие, возьмите этих четверых детей. Не хотели отдавать их в детский дом. Соц. службы не хотят детей отдавать в детские дома — вот в чём дело. Их хотят расформировать. И предложили нам этих четверых детей. Сейчас уже второй месяц у них идёт адаптация. Одной девочке четырнадцать лет. Возраст серьёзный, она с шести лет жила без родителей. Бабушка ей сигареты покупала. То есть девочка бесхозная была совершенно и предоставлена сама себе. Поэтому тяжеловато проходит процесс адаптации, но с Божьей помощью всё получится.

— Очень интересно. А скажите пожалуйста, в настоящий момент у Вас девять приёмных детей, да?

Да, девять приёмных и один свой.

— Свой не ревнует?

Нет, он наоборот  помогает.

— Расскажите пожалуйста, по возрасту, сколько вашему и сколько приёмным детям?

Нашему 16 лет. Приёмным: самой старшей 14 лет, потом идёт 12 лет, 11, 10, 9, 8, 7 лет, два ребёнка по 5 лет и 6 лет.

— Я думаю, нет большей ответственности, чем взять на себя воспитание  ребёнка. Как долго вы к этому шли, чтобы взять детей, да ещё и девять? Ведь это даже представить трудно!

Во первых, нас к этому подвёл Господь. И потом на курсах по психологии нас предупреждали, что эти дети могут вам дом поджечь, могут начудить,  поломать унитазы, посуду побить, и.т.д. Но мы каждый вечер собираемся всей семьей на молитву. Наша старшая дочь, которой 14 лет, вначале плохо себя вела, но теперь вместе с нами молится, читает Библию.

— Когда вы решили так поступить, был ли кто-то против, церковная община или церковное руководство из конференции, может быть родственники? Было ли какое-то противодействие вашему решению?

Противодействий не было. Но так как наше общество не адаптировано к таким поступкам, то когда мы взяли первых трёх детей люди немного диковато на нас смотрели, да и сейчас смотрят. Со стороны церкви и конференции никаких вопросов, а тем более противодействий не было. Просто люди нас не могут понять. В нашем обществе к этому не готовы.

Как-то к нам приезжал евангелист из-за рубежа и проводил в Новомосковске библейскую евангельскую компанию. Так у него трое своих и восемь приёмных детей, и он их воспитывает. Для их адаптированного общества это в порядке вещей, а для нашей страны это ещё дикость.

Когда мы взяли троих детей, то к нам приезжало телевидение, брали интервью и ведущая задала такой вопрос: «ну вот, хорошо, вы взяли этих детей, а что дальше?» То есть люди не понимают, а зачем это всё?

У меня был один случай. Я как-то приехал с женой в тюрьму и говорил с одним парнем. Он сказал: «я боюсь свободы, я не смогу там жить», вот и всё. Человек, который выходит из детских домов, интернатов, тюрем, он не может сам себя обслужить. Когда он зависит от этой «пайки» хлеба и привык к этому, то он не может сам себя обслужить. Это страшно, до какой степени доходит человек. С нашими детьми я увидел это всё и самой старшей говорю: «Если ты не поменяешься с Божьей милостью, если ты не захочешь, то тебя никто не заставит и будущее у тебя будет очень страшное. Поэтому тебе надо измениться, чтобы быть полноценным человеком». Это самое главное. В нашем обществе не хватает полноценных людей. Надо воспитывать на библейской основе детей, чтобы они были действительно полноценные люди. Но к этому наше общество ещё не готово. Может быть чуть по позже, но пока ещё не готово.

— Скажите, у Вас были какие-то сомнения по этому поводу, всё таки вы уже имели одного ребёнка? Многие люди говорят — поживём для себя. Или это как-то произошло спонтанно, решили, жена поддержала и побежали исполнять ?

Нет, для  жены это был небольшой шок, но я её к этому готовил по чуть-чуть. Когда она увидела беспризорного мальчика, я спросил у неё, жалко ли ей его. И предложил взять одного такого ребёнка. А сомнений не было никаких. Мы делаем всё то, что надо делать. Единственное, что сейчас немного трудно в плане того, что из-за того что мы взяли последних четверых детей нам пришлось немного окунуться в стройку. Но за это лето я думаю всё сделаем. Хотя я должен сказать, что дети это интересный вопрос. С ними интересно. Они очень доверчивые и если ты с ними будешь по честному, то это великие люди! С ними интересно, с ними вообще жить интересно!

— Мне нравится Ваш настрой! Ещё вопрос: вот денежный аспект, всё таки содержать 10 детей в наши времена это сложно, как вы вообще в финансовом плане ?

Сейчас государство даёт  на каждого ребёнка по два прожиточных минимума.

— А сколько сейчас прожиточный минимум?

Это получается 1400 -1500 гривен в месяц на каждого  ребёнка, в зависимости от возраста. В этом плане от государства помощь идет, но есть человеческий фактор. По выплатам есть задержки. Иногда на 2-3 месяца задержка. Иногда на 4 месяца задержка с выплатами на детей.

— Ни чего себе!

Да, но я перед тем как взять детей построил большую теплицу и выращиваю помидоры. Это большая поддержка. Мы до этого занимались теплицами, выращивали зимой лук. Так что, если вдруг государство обрежет социальные выплаты, от них всего можно ожидать, то мы всё равно выживем.

— Слава Богу! Это во истину протестантский  дух – умение выживать, быть радостным. Лично я очень за Вас рад! Ещё вопрос: вот Вы при этом ещё и пастор. Вот про это чудо нам расскажите. Мы видим, что бывает пастор, с ног сбивается, своим детям ладу не даст, а вы ещё и 10 детей. То есть теплица, служение и дети. Вот как это возможно?

Дети со мной  на служение ездят. Самый старший мне помогает. Дети всегда со мной. Вот даже когда мы распространяем газеты, они сами с удовольствием мне помогают. Приезжал брат один из Киева и говорил проповедь, что когда я полностью окунался в работу, а семья была как –то в стороне получается. То я вот этого больше всего боюсь. Мне очень важно, чтобы семья была с Богом, поэтому я любыми путями стараюсь, чтобы всё вместе это было, чтобы детей не отрывать от служения. У меня есть три точки по служению и когда я еду, то еду со старшими детьми. Ну сколько можем, столько и будем уделять служению. В принципе, одно другому не мешает.

— Я восхищаюсь Вами. Еще такой вопрос, скажем так, итоговый: какие духовные  опыты вы черпаете из своего общения с приемными детьми, как Бог говорит с Вами через это?

Мой самый большой мой духовный опыт в общении с детьми — это выработка терпения 🙂 и в этом плане Бог показывает, что это очень важный фактор. Потому что терпения нужно очень много. У нас был случай, что один мальчик страдал энурезом. Пол года такое продолжалось, а потом мы увидели, что никакого энуреза нет. Ему просто было лень встать и сходить в туалет, ему проще было под себя. Но на это всё надо терпение. Когда мы к этому подошли с Божьей помощью, тогда это всё решилось. Поэтому, тут Господь взращивает в нас терпение, много терпения  🙂 .

— И ещё такой щекотливый вопрос, вопрос о наказаниях?

Да, это очень  тонкая грань, которую очень  легко переступить. Но тут самое основное, что я понял, да и в нашей литературе я это нахожу, это любовь на первом месте. Если дети видят, что ты их любишь и видят, что они тебе не безразличны, то это большое дело. А вопрос наказания у нас состоит вот в чём. Если у нас кто-то провинился, мы его заключаем на 2-3 дня в постель, очень действенный способ. Другое ничего не действует, а только отделение от нашей семьи. Отделение в каком плане — у нас есть отдельная комната и если кто-то провинился, то я ему говорю, что ты нашу семью поставил не в те рамки, ты подвёл нас очень. И поэтому мы говорим о том, что тебе надо подумать над своим поведением. Ну такое вот наказание в этом плане. Но рукоприкладства нельзя допускать ни в коем случае. Наказание постелью – это самое лучшее, потому что для ребёнка находится в постели днём, это самое страшное.

— Огромное Вам спасибо! Чего я ещё не спросил у Вас или что бы Вы хотели добавить?

В принципе, всё что я мог сказать, я уже сказал. Единственное, что я хотел бы добавить — это  то, что я сдружился с общиной из церкви в Каменке-Днепровской и когда мы сделали шаг в направлении детей, то я их просил: «молитесь братья, молитесь»! Потому что сатана всегда пытается сделать нам какую-то гадость, какой-то подкоп, чтобы всё рассыпалось. Поэтому, большая просьба и к Вашим читателям молитесь за нас!

-Спасибо Вам огромное за интервью!


Интервью брал: Максим Балаклицкий

Написать пастору Дворникову