У врат Таната

Вышла новая книга Алексея Опарина в соавторстве с пастором Михаилом Зозулиным «У врат Таната: Библия. Лжеучения. Трудные тексты». В монографии на основе обширного исторического материала освещены основные лжеучения, вкравшиеся в христианство. Особый акцент сделан на разборе и анализе трудных текстов в Библии: о душе, аде, рае, субботе, чистой и нечистой пище. Книга будет интересна и для новых людей, и для членов Церкви. Предлагаем вашему вниманию одну из ее глав.

Тропой четырех епископов. Учение о Христе

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1)

В этой главе мы будем исследовать четыре пути, которые были предложены четырьмя епископами в отношении понимания природы Христа, четыре пути, столь на первый взгляд различные между собой и даже взаимоисключающие, но все в конце концов приводящие, как тогда, так и сегодня, ибо эти учения особо процветают и в наши дни, человека к вратам Таната, вратам духовной гибели…  И первым, который будет нами рассмотрен, станет арианство.

? Арианство

Сегодня многие конфессии, именующие себя христианскими, не признают при этом Божественности Иисуса Христа. Они видят в Нем сверхчеловека, полубога, первого сотворенного во всей вселенной, но не Бога. Истоки этого учения ведут нас в 4 век, когда впервые пресвитером Арием было предложено учение, согласно которому Христос не является Богом.

О самой личности Ария, особенно его ранних годах, сохранилось немногое. Родился он примерно в 270-е г. г. в Ливии, которая в те времена входила в состав Римской империи. Его духовное поприще, сделавшее его известным во всей империи, начинается в 311 году в Александрии Египетской, крупнейшем экономическом, культурном и религиозном центре того времени. Именно там он был рукоположен в сан диакона, а затем и пресвитера, и именно там он начал проповедовать свои идеи. Их популярности во многом содействовали личные черты Ария. «Его добродетели и аскетическая жизнь признавались даже его врагами» (Фаррар Ф. Жизнь и труды святых отцов и учителей церкви. Очерки церковной истории в биографиях. В 2 т. Vancouver. 2005. Т.1. С. 383). «Это был человек строгой жизни, серьезной наружности и приятных манер» (Робертсон Д. История христианской церкви. В 2 т. Спб.: И-е И.Л. Тузова. 1890. Т. 1. С.185). Это был человек большого красноречия и остроумия. Его современники утверждают, что особо в его проповедях притягивала логика и очень приятный, буквально завораживающий тембр голоса (Фаррар. Указ. соч. Т. 1., С. 383). Его внешность весьма гармонировала с этими чертами. Он был «статным, видным и приятным по внешности, с бледным лицом и с мягким характером… Однако за всеми этими внешними добродетелями скрывалась личность крайне тщеславная и честолюбивая. Великий противник церкви дьявол избрал своим орудием отборного богохульника. Явно зримые достоинства Ария делали его подходящим для достижения цели врага душ человеческих. Без этой прекрасной внешности и зримых достоинств ему едва ли удалось бы ввести окружающих в такой великий обман» (Миллер А. История христианской церкви. В 2 т. ФРГ, Biefild: GBV. 1994. Т. 1., С. 290). Да, действительно, как покажут последующие события,  среди всех качеств его характера преобладали сильное тщеславие и честолюбие (Робертсон. Указ. соч.Т.1., С. 185). Ученые также полагают, что одной из главных первопричин его восстания против учения церкви были несогласия с епископом Александрии, ужимавшим его полномочия (Фаррар. Указ. соч., Т. 1., С. 384).

Но, как бы то ни было, Арий в Александрии открыто заявляет следующее, развивая это и в дальнейших своих трудах. Первое, что Христос не извечен и имеет Свое начало, и что было такое время, когда Его не было вовсе.

Второе, что Он, хотя Он и первый и самый лучший из созданных тварей, но тем не менее и Сам является Тварью (Робертсон. Указ. соч. Т.1., С. 189; Миллер. Указ. соч. Т.1., С. 289).

Третье, что Он назывался Богом в низшем смысле этого слова. Тексты же, в которых Он Сам говорит о Своем единстве с Отцом, объясняются в смысле простого обитания в Нем Бога, совершенно также, как и в верующих людях (Робертсон. Указ. соч. Т.1., С. 189).

Четвертое, что, якобы, слово Сын указывает на Его вещественное происхождение (Фаррар. Указ. соч., Т. 1., С. 392).

Пятое, что при творении Христос использовался лишь, как орудие ((Робертсон. Указ. соч. Т.1., С. 189).

Шестое, что Святой Дух — это первое творение Христа (Шафф Ф. История христианской церкви. В 12 т. Спб.: Библия для всех. 2007. Т. 3., С. 437).

Седьмое, что «Сын не знает Отца в совершенстве, а значит и не может в совершенстве явить Его», а также, как творение Он вообще подвергнут изменениям (Шафф. Указ. соч., Т. 3., С. 425). Последователи Ария, спустя время, вообще заявили, что Сын не подобен Отцу (Шафф. Указ. соч.Т. 3., С. 425).

«Арианство было религиозно-политической войной духа мира против духа христианского откровения. Дух мира триста лет преследовал церковь извне, а теперь под именем христианства старался вынудить ее свести Христа до временного и сотворенного, а христианство — до уровня естественной религии. Арианство подменяло истинного божественного Искупителя сотворенным полубогом, подобным обожествленному Геркулесу» (Шафф. указ. соч., Т. 3., С. 423).

Учение Ария стало привлекать вследствие того, что низводило Тайну Божества, Великую тайну благочестия, как пишет Павел, на уровень человеческих понятий и аналогий. Во-вторых, он умело использовал свой образ гонимого, и, в-третьих, это прекрасная реклама, которую он сам себе разработал. Именно реклама, хотя это слово в применении к 4 веку и покажется кому-то неуместным. Она состояла в том, что Арий пишет целую книгу под названием «Фалия», которая состояла из стихотворений, которые переписывались и массово распространялись его последователями среди населения. Легкость их принятия состояла в том, что они  легко и задорно напевались. Причем, он написал еще специальные песни для мельников, матросов, путешественников. Они были переложены на простую мелодию и люди напевали их за обедом, за работой, в пути (Робертсон. Указ. соч. Т.1., С. 186). Напевали песни, в которых отрицалась Божественность Христа, провозглашалось, что Он является таким же творением. Эффект от этих песенок состоял примерно в том же, что и в наши дни от постоянно звучащих по телевидению роликов той или иной рекламы. Эти ролики настолько порой «въедаются» в нашу голову, что мы их часто напеваем уже даже не осознанно. Это сопоставимо и со своеобразным нейро — лингвистическим программированием. И пусть современные термины, используемые применительно к 4 веку, нас не удивляют, ибо родоначальник любого гипноза — сатана был, разумеется, и тогда. Произведенный Арием раскол все усугублялся и это вынудило собрать Первый Вселенский собор в 325 году в городе Никее. На соборе присутствовал лично император Константин. И если вначале он внял подавляющему большинству присутствующих на соборе епископов, объявивших учение Ария страшной ересью, которая противоречит Библии, лишает людей спасения, отвергая Самого Спасителя, то затем под влиянием друзей и родственников Константин меняет решение и уже после собора в Никее начинает покровительствовать Арию и требует от церкви вновь его принять. «Константин присвоил себе мировое господство и стал главой церкви, притом единовластным, и использовал весь свой авторитет на то, чтобы  утверждать и пропагандировать лишь угодные ему поучения и редактировать признанную им, угодную ему религию. Слово Божие, воля Христова, место Духа святого и небесное призвание церкви- все это выпало из поля его зрения, точнее сказать, у него на это не было и глаз!» (Миллер. Указ. соч., Т. 1, С. 287). Ведущие историки церкви откровенно отмечают: «История доникейского христианства — есть история мира против церкви; история посленикейского времени есть история мира в церкви. Мир был бессилен против церкви в качестве ее противника, но стал гораздо более опасным в качестве ложного союзника» (Фаррар. Указ. соч., Т. 1, С. 399).  Но смерть Ария и последовавшая затем смерть Константина останавливают движение арианской ереси. Но и после этого, в течение еще 200 лет, эта ересь пользуется большой популярностью особенно среди варварских племен — вандалов, герулов, остготов, которым она была близка, так как делала Христа «вторым малым богом», что бывшим идолопоклонникам было намного ближе, чем Единый Бог в трех Личностях. После крушения к 538 году этих народов арианство теряет политическое влияние, но как учение продолжает жить, хотя большей частью тайно. В 16-17 веках оно находит своего приверженца в лице Мильтона, Самуэля Кларка, возродясь в 19 веке под именем иеговистского учения.

Почти одновременно с арианством возникают еще три ереси, направленные против библейского учения о Христе. Этими ересями были несторианство, евтихианство и аполлинаризм, рассмотрим каждое из них, а потом на основании Библии увидим, что же Священное Писание говорит о Христе.

? Несторианство

Свое название, данное учение получило по имени своего основателя Нестора. Последний начал путь от простого монаха и 428 году достиг положения Константинопольского патриарха. На одну из высших церковных кафедр его привели несомненные таланты. Это был человек необыкновенного красноречия, высокой нравственной добродетели и строгой аскетической жизни. Став патриархом, Нестор обрушивает страшные гонения на ариан, нещадно истребляя не только их церкви, но и массово мучая и заставляя насильно отречься от своих убеждений их самих. Даже сторонники Нестора поражались порой его жестокости и беспощадности. Так в своем обращении к императору Феодосию Нестор сказал: «Дай мне землю, очищенную от всякого рода ересей, и я дам тебе за это в вознаграждение небо. Помоги мне побороть ереси и я помогу тебе побороть персов» (Миллер. Указ. соч., Т. 1., С. 348). Но вскоре столь явный защитник благочестия и сам стал проповедовать еретическое учение. Он стал учить, что «человек Иисус рожденный от Марии, был только обителью божества и орудием нашего  спасения, что человек этот через наитие Духа Святого стал Христом, то есть помазанником и слово Божие пребывало с Ним в особом нравственном соединении» (Полный Православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. М.: Возрождение. 1992. Т. 1. С. 1631).

Это учение подменило идею воплощения идеей усвоения и согласно ему вместо Богочеловека получаем человека, ставшего носителем Бога (Шафф. Указ. соч., Т. 3., С. 473). Таким образом Нестор разделил божественную и человеческую природу Христа (Шафф. Указ. соч., Т. 3., С. 473).  Учение Нестора было осуждено, а сам он сослан и умер в безвестности в Египте в 439 году. Однако учение его не умерло. Когда оно было осуждено в Византии, то нашло убежище для себя в Персидском царстве Сасанидов, которые поддержали его в политических целях против Византии. Вскоре несториане избирают себе патриарха, центром которого становится город Селевкия, а потом Багдад. При этом сами несторианцы именуют себя халдейскими или ассирийскими христианами. Во многом за счет того, что несторианство приняли далекие потомки воинственных ассирийцев, не раз упоминаемых в Библии (Истребитель колючек. Сказки, легенды и притчи современных ассирийцев. М.: Наука.1974. С. 7-8). В Персии несториане (как их именовали противники) достигают расцвета, проводят большую миссионерскую работу, вплоть до Китая и Индии. Во дни монголо-татар они подвергаются жестоким преследованиям, которые довершает эмир Тимур, знаменитый среднеазиатский властитель 14 века. От этих гонений часть несториан бежит в Индию, часть на Кипр, а часть укрывается в горах Курдистана. Те, которые прибывают на Кипр, вскоре признают  в 1445 году власть римского папы и избирают себе подвластного ему патриарха. Другая часть несториан не признает этого и избирает себе патриарха с центром  в Курдистане и титулом патриарха Вавилонского. Во дни Первой Мировой войны несториане, большую часть которых составлял ассирийский народ, подвергаются страшным гонениям со стороны турок и бегут вследствие этого из турецких владений, расселяясь по миру. В СССР также оказываются его представители, поселяясь в основном в Закавказье,  и создав свои колхозы в Армении (колхозы Шахияр, Койласар, Арзни, Верхний Двин),  Грузии (колхозы Дзевели Канда, Васильевка) и Азербайджане (Ханлар, Шамхор) (Там же. С. 9). Сегодня бывшие несториане и потомки ассирийцев находятся в числе тех, кто принимает Трехангельскую весть и всю полноту библейской истины, и, конечно, учение о Божественности и единстве, и нераздельности божественного и человеческого во Христе, в чем мы видим исполнение пророчеств Библии, указывающих, что потомки ассирийцев примут религию Истинного Бога. «В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне — в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу» (Ис. 19:23).

? Евтихианство

Фактическим основателем следующего еретического учения, посягающего на библейское учение о  Христе, был глава одного из монастырей Константинополя Евтихий, человек, также отличавшийся суровой монастырской жизнью. Он был ярым противником несторианства и возможно, что эта ярость привела его в другую крайность. Она состояла в том, что Евтихий стал утверждать, что все человеческое во Христе было заполнено божественной сущностью. Он говорил: «Бог умер, Бог пострадал, Бог был распят». Он видел во Христе только Бога, отрицая Его человеческую природу, нераздельно связанную с божественной. Он говорил, что тело Христа не подобно нашему, что оно было полностью божественным (Шафф. Указ. соч., Т. 3., С. 484-485).  Согласно его учению получалось, что Христос не испытывал всего того, что испытывает обычный человек: голода, боли, жажды, радости или печали. Получалось, что и мучений Он никаких особо не претерпел, ибо божественная природа, конечно,  перенесла  их очень легко (Шафф. Указ. соч., Т. 3., С. 495-496).   Это учение делает Христа далеким от наших нужд, ибо получается, что Он не может их понять, так как не претерпел Сам, а во-вторых, сводит Его подвиг практически к нулю, ибо, будучи только Богом, Христос мог без особого труда сделать его. Учение Евтихия было осуждено в 449 году, а сам он сослан. Но и по сей день, его учение исповедуют такие большие христианские церкви, как коптская (в Египте), Абиссинская (в Эфиопии). Маронитская (в Сирии) и, наконец, Армянская. Каждая из этих церквей имеет своего главу патриарха или католикоса. Весьма примечательно, что сегодня Трехангельская весть начала свое триумфальное шествие среди этих народов, которые долгое время придерживались евтихианского учения (или, как его иногда именуют, монофизитство — от того, что признает только одну природу Христа-божественную), а сегодня принимают  всю полноту библейской истины.

?  Аполлинаризм

И, наконец, последней  ересью, искажавшей библейское понимание о Христе, было учение Лаодикийского епископа в Сирии Аполлинария. Последний в 350-360-е г. г. стал отрицать полноту человечности во Христе, наделив Его человеческим телом, тварной душой, но не человеческим разумом. Он учил, что Христос: «принял нашу плоть и душу, но не наш дух, а, следовательно, Он не есть совершенный человек» (Шафф. Указ. соч., Т. 3., С. 468). Из этого учения выходило, что Христос, если не был настоящим человеком, то тогда бы не мог стать и нашим представителем, а это значит, что Его искупление является частичным. Учение Евтихия было очень близко в чем-то с учением Аполлинария, только последний говорил, что во Христе были сразу четко разделены божественное и человеческое, а Евтихий утверждал, что божественное вообще заместило человеческое.

История данных ересей также прекрасно рассмотрена в работах (которые были широко использованы и при написании данного очерка):  профессора Московской Духовной академии Алексея Петровича Лебедева  (1845-1908) Вселенские соборы IV и V веков. СПб.: И-во О. Абышко. 2007 и  Лебедев А.П., Вселенские соборы  VI, VII и VIII  веков. СПб.: И-во О. Абышко. 2007; профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Василия Васильевича Болотова (1853-1900), Лекции по истории древней церкви. В 4 т. Минск: Харвест. 2008; профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Александра Ивановича Бриллиантова (1867-1934), Лекции по истории  Древней церкви. Спб.: И-во  О. Абышко. 2007; профессора Парижской духовной академии Антона Владимировича Карташева (1875-1960),  Вселенские соборы. М.: Эксмо. 2006.

Не желая ни в коей мере оскорбить чьих-либо взглядов или религиозных чувств, нам необходимо посмотреть, что же Библия говорит по этому поводу, а потом исследовать, к каким последствиям приводили и приводят рассмотренные выше учения.

Библия о Христе

? Сам Бог — Отец называет Христа Богом. «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих» (Евр. 1:8-10);

? Пророки Ветхого завета называли грядущего Мессию- Христа Богом.

«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).

? Апостолы называли Христа Богом.

Апостол Павел. «…их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим. 9:5);

«Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол. 2:6);

«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

Апостол Фома. «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20:28).

Апостол Иоанн. «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20);

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

? Христос Сам называл Себя Богом.

«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58).

«И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5).

? Враги Христа обвиняли Его в том, что Он называет Себя Богом.

«Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоан. 10:33).

Сегодня есть и такие, которые утверждают, что, якобы, Елена Уайт не признавала Божественность Христа, что является просто ложью и манипуляцией сознания людей.

Елена Уайт о Божественности Христа.

? «Пусть люди узнают нашу позицию. Наша линия должна быть следующей: до той поры не делать упор на спорные стороны нашей веры, вступающие в решительное противоречие с обычаями и традициями людей, пока Господь не даст людям достаточную возможность узнать, что мы тоже веруем во Христа, что мы действительно веруем в Божественность Христа и в Его предвечное существование». [Уайт Е. Свидетельства для проповедников. Заокский: Источник жизни, 2003. С. 320, С. оригинала 253].

? «Нам придется встретиться с ложными учениями. Вновь и вновь хочу сказать: нам необходимо быть готовыми к тому, чтобы воспрепятствовать влиянию людей, изучающих науки, происходящие от дьявола. Через такие науки сатана пытается превратить в ничто понятия о Боге и Христе.

И Отец, и Сын являются Личностями. Христос провозгласил: «Я и Отец одно». И, однако, именно Сын Божий пришел в мир в образе человека. Сняв с Себя Свои царские одежды и венец, Он облек Свою Божественную природу природой человеческой, чтобы люди могли благодаря Его бесконечной жертве стать соучастниками Божественной природы и избежать господствующего в мире растления похотью». [Уайт Е. Свидетельства для Церкви. К.: Джерело життя. Т. 9. С. 51, С. оригинала 68].

? «Положительная истина против спиритических представлений. Мне велено сказать, что мнениям людей, постоянно ищущих новейшие научные идеи, не следует доверять. Такие идеи зачастую выражаются в следующих формулах: «Отец — это свет невидимый, Сын — свет воплощенный; Дух — есть свет, падающий на всех». Или же: «Отец подобен туману или невидимому пару, Сын подобен росе, выпавшей в виде прекрасных капель, Дух подобен росе, коснувшейся всего живого». Другое утверждение: «Отец подобен невидимому пару, Сын подобен наполненным облакам, Дух же есть дождь, пролившийся и действующий с освежающей силой».

Все эти спиритические построения являются всего лишь пустыми словосочетаниями. Они несовершенны и неверны, они искажают и принижают Божественное Величие, с Которым не может сравниться ничто земное. Бога нельзя сравнивать с плодами Его рук. Это все — земные вещи, также подпавшие под проклятие Бога вследствие грехов человека. Отца нельзя описывать земными категориями. Отец в Личности Своей является всей полнотой Божества и невидим для глаз смертного.

Сын есть вся полнота Божества, явленного людям. Слово Божье провозглашает Его как «образ Бога невидимого». «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Здесь показан характер Отца.

Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, являющим силу Божественной благодати каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного своего Спасителя. Вот — три живые Личности Небесной Троицы. Именем этих трех великих сил — Отца, Сына и Святого Духа — каждый, принимающий Христа живой верой, крестится, и эти силы будут помогать покорным подданным Небесной обители в их усилиях жить новой жизнью во Христе». [Уайт Е. Евангелизм. Заокский: Источник жизни, 2007. С. 543-544, С. оригинала 614-615; Особые свидетельства, серия Б, № 7, С. 62, 63].

? «Предвечный, Самосущий Сын Божий. Христос есть Предвечный, Самосущий Сын Божий… Говоря о Своем предвечном существовании, Христос отсылает разум назад, через бессчетные века. Он утверждает, что не было таких времен, когда Он не был бы в тесном единении с вечным Богом. Он, Чей голос в тот момент слышали евреи, был с Богом всегда». [«Знамения времени». 1900, 29 августа].

? «Он был равен с Богом, Бесконечным и Всесильным… Он — вечный, Самосущий Сын». [Уайт Е. Евангелизм. Заокский: Источник жизни, 2007. С. 545, С. оригинала 615., Рукопись 101, 1897].

? «Изначальный Сын Божий. В то время как Слово Божье говорит о человеческой сущности Христа во время пребывания Его на земле, оно столь же определенно утверждает Его предвечное существование. Слово существовало как Божественная личность, как вечный Сын Божий, в единстве и согласии со Своим Отцом. Изначально Он был Посредником завета, Тем, в Ком все народы земли, как евреи, так и язычники, могли обрести благословение, если бы приняли Его. «Слово было у Бога, и Слово было Бог». До создания людей или ангелов Слово было с Богом и являлось Богом». [Ревью энд Геральд, 1906, 5 апреля; Уайт Е. Евангелизм. Заокский: Источник жизни, 2007. С. 544-545, С. оригинала 615].

? «Христос говорит слушающим, что, несмотря на то, что земная жизнь Его длилась менее пятидесяти лет, протяженность Его Божественной жизни не поддается человеческому измерению. Существование Христа до Его воплощения не может быть выражено математически». [«Знамения времени», 1899, 3 мая; Уайт Е. Евангелизм. Заокский: Источник жизни, 2007. С. 545, С. оригинала 616].

? «Жизнь самостоятельная, не заимствованная, не унаследованная. Иисус произнес: «Я есмь воскресение и жизнь!» Христос обладает жизнью — самобытной, незаимствованной, изначальной. «Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь» (1 Ин. 5:12). Божественность Христа — это гарантия вечной жизни верующего в Него». [Уайт. Е. Желание веков. Заокский: Источник жизни, 1997. С. 365, С. оригинала 530].

? «Вместе с Отцом на горе Синай. Когда Израиль пришел к горе Синай, Бог воспользовался случаем, чтобы напомнить им Свои требования. Христос и Отец, стоя рядом на горе, с торжественным величием провозгласили Десять Заповедей». [Исторические очерки. С. 231; Уайт Е. Евангелизм. Заокский: Источник жизни, 2007. С. 545, С. оригинала 616].

? «Вечные Личности Троицы. Вечные Небесные Личности Троицы — Бог, Христос и Святой Дух, вооружив их [апостолов] неземной энергией… помогали им в работе и в обличении мира в грехе». [Уайт Е. Евангелизм. Заокский: Источник жизни, 2007. С. 545, С. оригинала 616; Рукопись 145, 1901].

В связи с этой темой некоторые указывают на ряд текстов Священного Писания, которые, по их мнению, отрицают Божественность Христа. Рассмотрим их.

Трудные тексты

? «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

Ссылаясь на этот текст, некоторые говорят, что Христос был сотворен Богом. Но слово Единородный четко указывает на то, что Христос единого, то есть, одного рода с Богом, то есть, Он Бог. Есть род людской, а есть род Божий.

? «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).

«возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2:7).

Некоторые, читая данные тексты, говорят о том, что Христа не было первоначально. Но так ли это?

Прежде всего, необходимо определиться с понятием рождения. При этом Священное Писание понимает под ним не только физическое рождение. К примеру, когда Никодим с пришел ко Христу, между ними произошел интересный диалог. «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:4-7).  Христос говорил Никодиму о духовном рождении.  И потому, говоря о рождении, Библия не всегда понимает появление чего-то из небытия. И, наконец, комментарий данного места делает Сам Бог на страницах Библии через апостола Павла: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Деян. 13:32-33). То есть эти слова псалмопевца относятся к времени воскресения Христа.

? «О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим. 1:3).

Как же понимать, рожденный по плоти? Во-первых, евангелист Матфей указывает: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф. 1:18). Итак, с одной стороны по плоти, с другой — от Духа Святого. Да. Христос был стопроцентно Богом и стопроцентно человеком. Долгие столетия богословы пытались понять это, то есть, понять природу и сущность Бога, Христа. Но  сам великий апостол Павел, говоря об этом, пишет: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).  Это великая тайна, непостижимая для нашего разумения: какова природа Бога. Главное, что Христос- это Бог, нисшедший с небес для спасения каждого из нас и потому главное не дискутировать над вопросом, какова природа Бога, а принять Господа в свое сердце.

Постскриптум

Значение Божественности Христа и последствия отвержения

? Отрицание Божественности Христа является, с одной стороны, богохульством и, принимая эту позицию, отрицающую Его Божественность, мы вольно или невольно становимся в один ряд с теми,  кто распял Его. Ибо главным обвинением против Него было как раз то, что Он делает Себя Богом. «Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоан. 10:33).

? Отрицание Божественности Христа  лишает людей надежды на спасение вообще, ибо если за грехи людей умер такой же человек, пусть и совершенный или даже ангел, или полубог, то это не являлось бы искупительной жертвой. Только Сам Законодатель, Бог, мог принести Себя в жертву для искупления людей. «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:16-18).

? Отрицание Божественности Христа, утверждение, что  «Он не вечен, Но Его существование имеет начало, и было время, когда Его не было» (Шафф. Указ. соч., Т. 3., С. 425) и низведение Его до уровня творения и говорило о том, что и поклоняться тогда Ему не следует. Недаром епископ Афанасий, обращаясь к арианам, справедливо восклицал: «Или допустите, что Он единосущ с Отцом, или открыто говорите, что Он есть тварь, — в каковом случае Он не может быть предметом богопоклонения» (Фаррар. Указ. соч., Т. 1, С. 394).

? Отрицание Божественности Христа и провозглашение, что Святой Дух является тоже творением, но уже Христа, привело к появлению трибожия, так как провозглашало наличие трех неравных по достоинству Богов. Ибо по их учению Христос, являвшийся пусть лучшим и первым, но творением, становился ничем иным, как полубогом, по типу Геркулеса у римлян или Осирисом у египтян, а Святой дух становился тоже полубогом, но уже нижестоящим, чем Христос. « Арианская троица была ступенчатой… и состояла из несотворенного Бога и двух сотворенных полубогов» (Шафф. Указ. соч., Т.3., С. 437). «Арианство впадает в языческий политеизм» (Шафф. Указ. Соч., Т. 3., С. 427).

? Отрицание Божественности Христа и провозглашение, что «Сын не знает Отца в совершенстве, а значит, и не может в совершенстве явить Его» (Шафф. Указ. соч., Т. 3., С. 425) лишало миссию Христа одной из основных ее целей — раскрыть любящий характер Бога.

? Ересь несторианства, четко разделяющая Божественную и человеческую природу Христа, говорит о том, что это значит, что Он не может понять и наши нужды, наши испытания. Эта ересь делает Христа далеким от нас. А между тем Библия четко говорит: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:14-16).  Живя на нашей земле, Христос терпел и переносил голод, холод, непонимание, насмешки людей, наконец, мучения и лютую казнь. Он пережил страшные искушения и испытания, начиная с пустыни, где к Нему подступил сатана и потому Он может понять боль, проблему, трудность каждого из нас.

? Ересь евтихианства, провозглашающая, что божественное во Христе поглотило все человеческое, делает подвиг Христа не совершенным, точнее, заранее предрешенным. Ибо Христу, если бы Он был только в божественной плоти, выдержать все эти испытания никакого труда бы не составляло. И, следовательно, и никакой борьбы особо и не было. Эта ересь крайне умаляет жертву и подвиг Спасителя.

? Ересь аполлинариев, провозглашавшая, что человеческим во Христе было тело и животная душа, в которых обитал божественный Логос, делало вновь Христа далеким от людей и поставленным в особые, лучшие условия.

Как видим, каждая из этих ересей: арианство, несторианство, евтихианство и аполлинаризм пыталась, по-своему, принизить, нивелировать Божественность Христа, или умалить значение Его жертвы, или представить Его далеким от людей, не понимающим их нужды и проблемы. Сегодня эти древние ереси вновь обретают свою силу, помрачая, как и в те далекие времена, умы людей, незримо ведя их к вратам Таната.

Алексей Опарин, Михаил Зозулин

***

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. У врат Таната. Учение о душе

Глава 2. Забытая конституция. Учение о Законе Божьем

Глава 3. Dies Solis. Учение о Субботе

Глава 4. Тропой четырех епископов. Учение о Христе

Глава 5. Непростительный грех. Учение о Святом Духе

Глава 6. Сибирское эхо 1920-х годов. Учение о «Трех днях и Трех ночах»

Глава 7. Шанс, которого не будет. Учение о Тысячелетнем царстве

Глава 8. По какому чину? Учение о Святилище

Глава 9. Как отложить собственные похороны. Учение о чистой и нечистой пище

***

Приобрести монографию можно в книжных центрах адвентистской Церкви. Ближайший адрес можно найти здесь.

Написать автору

Сайты Алексея Опарина: