Какой язык получили апостолы на Пятидесятницу?

Лев.23 говорит о семи годовых праздниках: четырех весенних и трех осенних. Три паломнических праздника — Пасха, Седмицы и Кущи — привязаны к трем урожаям: ячменя, пшеницы и плодов.

Почти все эти праздники имеют три смысловых слоя.

1) Творец — урожай — благодарность.
2) Израиль — Исход — память.
3) Мессия — пророчество — будущее.

Неделю назад мы немного говорили о Пасхе. Сегодня рассмотрим праздник Седмиц (Исх.34:22, Втор.16:10) или Пятидесятницы (Деян.2).

Лев.23:15 Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель,

16 до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и] [тогда] принесите новое хлебное приношение Господу:

17 от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей [ефы] пшеничной муки и должны быть испечены кислые, [как] первый плод Господу;

18 вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу.

19 Приготовьте также из [стада] коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную.

20 священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу; священнику, [который приносит, это принадлежит];

21 и созывайте [народ] в сей день, священное собрание да будет у вас, никакой работы не работайте: это постановление вечное во всех жилищах ваших в роды ваши.

22 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это. Я Господь, Бог ваш.

В Лев.23 этот скромный праздник даже названия своего не имеет. От начала опресночной недели надо было начать отсчет семи недель и на 50й день отмечать этот праздник. Здесь он изображен как урожай пшеницы. Моисей объясняет, как надо считать его дату, что главным приношением является хлеб нового урожая, что от этого хлеба мужчины должны, сойдясь, принести во Святилище, а у себя дома поделиться урожаем с бедняками и переселенцами.

После вавилонского плена большинство израильтян уже жило в городах за пределами земли Израилевой. И на первый план начал выходить второй смысловой слой этого праздника — Исход из Египта. Книжники заметили, что на это время приблизительно приходится дарование Израилю Закона на Синае (Исх.19:3-11, 20:18-19).

Пасха — 14-е нисана. 50 дней от Пасхи = (30-14=) 16 дней первого месяца + 29 дней второго месяца. Остается пять-шесть дней третьего месяца. Эти несколько суток Израиль находился у подножья Синая: первый день располагались (Исх. 19:1), во второй день состоялся подъем Моисея на гору (19:3, 7), на третий день — еще один подъем (19:8, 10) и три дня подготовки (Исх.19:11).
Со временем эта тема стала ведущей в содержании праздника. «На 50 день после Исходa из Египта евреи приближаются к горе Синай и получают от Бога Тору, этим самым заключая с Ним договор быть Ему «царством священников и святым народом» (Исх.19:6), то есть исполнять всем сердцем новые заповеди, которые Бог даёт еврейскому народу, и распространять знание о Боге по всему миру».

Третий, мессианский, пророческий смысл этого праздника возникает после смерти, воскресения Иисуса и Его вознесения на Небо. Иисус велит апостолам не отлучаться из Иерусалима. 40 дней воскресший Иисус является ученикам. Затем десять дней они вместе проводят время в молитвах и учении. На 50й день после Пасхи на апостолов сходит Святой Дух (Деян.2). Они начинают смело проповедовать об Иисусе на разных языках. Их слышат тысячи поклоняющихся в Храме разноплеменных паломников, и из верующих проповеди Петра 3000 из них принимают крещение во имя Иисуса.

То есть жатва пшеницы в Израиле становится сначала днем дарования Закона — днем рождения Израиля как народа завета, а затем днем рождения Церкви как собрания людей, наполненных Святым Духом.

Итак, какой язык получили апостолы на Пятидесятницу?

На сей счет есть два основных аргумента.

Первый находим в Деян.2.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?

Второй аргумент проистекает из нашего обзора праздника Седмиц. Есть ряд параллелей между описанием дарования Закона и сошествием Святого Духа.

 

Дарование Закона (Исх.19-20)

Сошествие Святого Духа (Деян.2)

Что требовалось от верующих?

19:10, 14 подготовка одежд.

2:1, 1:14 подготовка сердец.

Признаки чуда

19: 13, 16, 18, 19 шум и огонь.

2:2-3, 6 шум и огонь.

Результат

20:18-19 народ увидел чудеса и ПОНЯЛ откровение.

2:5-11 народ увидел чудеса и ПОНЯЛ откровение.

Цель события

Быть царственным священством, Божьим уделом из всех народов.

Принятие силы и свидетельство до края земли (Деян.1:8).

У Синая Бог рассказал о Себе так, чтобы люди его ПОНЯЛИ — на ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ языке. Пятидесятница — день дарования Торы — Слова Божьего к человечеству.

На Пятидесятницу Господь снова рассказал о Себе так, чтобы люди его ПОНЯЛИ — на ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ языке. Пятидесятница — день дарования Духа — силы донести Слово Божье к человечеству.

Идея, что Бог мог дать непонятные языки, противоречит всему плану спасения. Бог желает открыться человеку, рассказать ему о Себе, устранив два препятствия, созданные грехом: 1) невозможность человеку говорить с Богом лицом к лицу, как Адам, и 2) невозможность людям понимать друг друга, как было до Вавилонской башни.

А как же с идеей ангельских языков?

Слова небесного языка, слышанные Павлом в видении, нельзя было не понять, а пересказать людям (2Кор.12:4), а это разные вещи. Пересказывать можно лишь то, что понял сам (Откр. 10:4).

А что же было в Коринфе?

Там иностранными (1 Кор. 14:11) языками говорили без перевода (14:13, 27, 28) и не по очереди (14:23, 27, 40). Без понимания (14:2, 7-11, 16) не было назидания (14:5, 12, 17, 26), увещания и утешения (14:3, 31), потому богослужения в Коринфе не достигали своей цели (14:6, 19).

Беспорядочное пророчествование также могло помешать восприятию (14:29-31, 33, 40).

Слова «когда я молюсь на языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» (14:14) означают, что, например, в присутствии обращенных из плебеев (14:16) фракийцев знатный полиглот молился на известном ему бриттском. Дух его молился, т.е. лично он находился в молитвенном состоянии.

Ум его оставался без плода — назидания, увещания и утешения — потому что ничего нового, в отличие от пророчествующего, молящийся при этом не узнавал (14:4). Потому совет апостола однозначен: «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (14:15).

Понимание как основа для веры и проходит через всю Библию (Мф. 13:18-23 — плод — глубина понимания истины).

Пятидесятница — день рождения Церкви.

Церковь рождается из двух вещей: ПОНИМАНИЯ Божьей воли и СИЛЫ ее исполнить.

Давайте будем просить у Господа и того, и другого.

Максим Балаклицкий