«Рататуй» и педагогический крысис

06-05-2009, комментариев 12

Почему, любя учиться, не любим поучений? Нотации раздражают, если отвечают на вопросы, которых не задавал, повторяют давно известные вещи – не содержат новостей, сообщают идеи, с которыми не согласен или которые хотел бы проверить экспериментально, подаются в нудной форме.

Но как тогда оказывать влияние, особенно на детей? Рассказывая истории, где в увлекательной форме явлены плоды того или иного выбора, а реальность сжата до размеров очевидности. Рекомендуя книгу, смотря и обсуждая фильм вместе с детьми. Например, «Рататуй» – не по-американски изящную новеллу о том, как любовь к готовке свела в «лучшем ресторане Парижа» поваренка-неумеху и гениального крысенка.По этому семейному мультишедевру впору составить крысивый КРЫСИНЫЙ СЛОВАРЬ. А чтобы не проверять знание читателем алфавита (см. признаки скучных поучений), расставим его статьи наугад.

ЛЮБОВЬ. Несколько легковесно выглядит признание в обоюдной симпатии Альфредо Лингвини и Колетт, хотя любовный шарм формирует мультяшную атмосферу Парижа гораздо существенней кухни. Когда парень чересчур путано и рьяно пытается рассказать о настоящей причине своего успеха, «шеф-фурия» Колетт тянется за газовым баллончиком; его ненужность обнаруживается только после того, как искренность чувств поваренка стала очевидной. Вечером они уезжают на ее байке, но из того, что Альфредо засматривается на девушку в рабочее время, видно, что на тот момент она разминулась с его постелью.

АЛКОГОЛЬ. Вино в кадре пьют все – ресторан всё-таки. Но ассоциируется с бутылкой мрачный критик Антуан Эго. Когда шеф-повар Живодэр стремится опоить поваренка, чтобы узнать секрет его успеха, тот заявляет: «Вообще-то я не любитель…» На похмельную голову Альфредо сваливают двойную работу, утром он «чувствует себя дровами» и зарабатывает оплеуху от возлюбленной.
УСПЕХ в фильме приходит не от чуда, а тяжелой работы. И измеряется он командным духом, взаимопомощью (Колетт изначально взяла Альфредо на поруки), верой в человека, добрым именем, моральным выбором (последняя статья Эго и потеря им работы), готовностью исполнить жизненную миссию. На качество сделанной Лингвини уборки никто не жаловался.

ДЕНЬГИ почти не фигурируют. Успех у клиентов и переезд из коморки под крышей в шикарную квартиру не кружит голову Альфредо. Подкуп зеленщика для получения свежих овощей не получает моральной оценки. Колетт не меняет отношения к Лингвини, когда он, вчерашний уборщик, становится во главе ресторана. Чтобы найти душевный покой, Антуан Эго расстается со статусом элитного гурмана.

РЕАЛЬНОСТЬ. Хеппи-энд не означает, что «победитель получает всё». Эго теряет завидную работу. Происки Живодэра приводят в ресторан санинспектора. Даже в сказке крысам не положено готовить: ресторан Гюсто закрывается, и Лингвини основывает популярную, но закусочную. От него уходит весь персонал, кроме Колетт.
ЧУДО. На самом деле ни крыс Реми, ни портрет Гюсто не разговаривают. Гений крысенка не избавляет Альфредо от необходимости учиться поварскому ремеслу.

ДОБРО связывается с понятием семьи: надо помогать без расчета на благодарность, но, в то же время, выручают друг друга близкие люди – Реми и его крысиный род, Колетт и Альфредо. Напротив, «копающий другому яму» выходит из игры первым – шеф-повар Живодэр с самого начала не управляет ситуацией.

ЖЕНЩИНЫ в «городе влюбленных» выглядят не слишком привлекательно: они постоянно вооружены и опасны. Одинокая бабуля, дремавшая перед телеком, открывает огонь из двустволки через несколько секунд после обнаружения мишени. Колетт грубит и машет ножами, лепит пощечины и готова встретить обидчика нервнопаралитическим газом. «Крутизна» смягчается, когда мужчины пытаются действовать по-мужски: обеспечивать детей, любить «слабый» пол, проявлять благородство и снисхождение.

ПАТРИОТИЗМ. В антиамериканском пафосе французов видно чуть ли не восхищение мультипликаторов-янки, что ценно в глобалистскую эпоху «МакМира». Желание Живодэра перепрофилировать ресторан на готовку буритос, хот-догов и шаурмы объяснимо – латиноамериканец может не есть рататуй по той же причине, по какой не все французы едят буритос.

РАВЕНСТВО. Право на успех имеют все. Поварской штат престижного заведения еще тот: уголовник, секретный агент, шулер, бродячий циркач. Ресторан выступает чем-то вроде реабцентра. Готовность не судить человека по его происхождению становится шансом и для Лингвини. Конкуренция не представлена в фильме легким и желанным делом.

ОБЩЕСТВО – это система противовесов и ограничений, и ощутимей всего они для взрослых людей: берущих ответственность, мастеров своего дела. Реми и Альфредо хотят готовить; зеленщик должен снабдить ресторан свежими продуктами; персоналу заведения необходимо угодить клиентам; критики выступают судьями в этом соревновании; санстанция не только аннулирует похвальную статью Эго, но и лишает его работы; Живодэр надеется, что адвокат поможет изменить условия в завещании Гюсто…

ВЕРА. Мать Альфредо «верила в Небеса», что не мешало ей прижить сына от Огюста Гюсто. С одной стороны, безотцовщина заставляет Лингвини жить в бедности и вырывать зубами работу в ресторане, с другой, «дух Гюсто» сводит с ним крысенка Реми, а привычка вкалывать позволяет Альфредо возглавить ресторан, не превратившись в новоиспеченную богему. То, что Лингвини является законным наследником учреждения, сближает образ поваренка не с Золушкой, а с вернувшимся в Итаку Одиссеем и галилейским пророком Йешуа.

ПРИНЦИПЫ. Ими руководствуются даже грызуны. Крысюку пришлось и поголодать, гонясь за своим призванием. Воспитательная роль фильма ярче всего проступает в диалогах Реми с отцом – образце родительской беседы. А главный вывод мультика вообще антикризисный: много работай, довольствуйся меньшим, цени коллег и семью.

Максим Балаклицкий

***
Рататуй. 2007. США
режиссер Брэд Бёрд, Жан Пинкава
сценарий Брэд Бёрд, Жан Пинкава, Джим Капобьянко
продюсер Джон Лассетер, Брэд Льюис, Эндрю Стэнтон

В главных ролях:
Пэттон Освальт
Иэн Холм
Лу Романо
Брайан Деннехи
Питер Сон
Питер О`Тул
Брэд Гэррет
Джанин Гарофало
Уилл Арнетт
Джулиус Каллахан


Рубрика: Искусство, Педагогика, Рецензии, Семья

Комментарии (12):

  • романец владимир

    |

    франция мать атеизма,свобода равенство братство……много хороших побуждений но не во Христе ……очевидно автору рецензии неплохо понять что такое имя Христа и что самое прекрастное ,возвышенное произведение ,созданое гуманистами не во Христе—- ничто и не стоит даже минуты драгоценнейшего времени…все это мусор ,созданый чтоб отвлечь человека отистины…а истина во Христе….


  • Петров А.

    |

    Владимиру:А я слышал от самого консервативного адвентиста,что Бог может говорить христианину даже устами неверующего..Поэтому не все ,что есть в мире можно отбросить как не приносящее пользы и отбивающее от истины во Христе.


  • романец владимир

    |

    да ,когда у этого человека нет ни библии ни христианской библиотеки,ни христианского образования,ни должности в церкви….. БОГ В ПОСЛЕДНИИ ДНИ ГОВОРИЛ НАМ В СЫНЕ ……причем сдесь выдуманные герои возьмите библию и общайтесь сБогом сколько надо..


  • Петров А.

    |

    Владимиру.Да даже если и Библия есть.Разве наши братья протестанты (других конфессий)не погибают с Библией в руках?Выдуманные герои это плод творческих способностей(и в этой способности к творчеству чел.подобен Богу)(по образу и подобию)).Ангелы не пишут книг,а человек может написать повесть которая перевернет весь внутренний мир читающего.Много есть людей которые говорят:»Читал Библию .Там мне ничего не понятно»,А откроет «Преступление и наказание» Достоевского и проживет муки совести Раскольникова и трижды подумает можно ли убивать человека.Потому что книги достоевского написаны с христианских позиций.Правда если чел. будет вместо Достоевского читать Фантомаса или Донцову он к Богу не приблизиться.Именно от таких книг Уайт предостерегала.Называя их «выхолощенной литературой которую читают ради сюжета».Дети выросшие в семье алкоголиков и среди неблагополучных подростков читая русскую классику многое могут приобрести прежде чем удосужаться с Библией познакомиться и что то в ней понять.


  • романец владимир

    |

    от таких книг Уайт предостерегала.

    уайт запрещала читать всю художественную литературу по определению,мало того она запрещала читать так называемые христианские романы !!!!!!!


  • Петров А

    |

    Уайт ничего не запрещала.Предостерегала от «Выхолощенной литературы».Она также говорила ,чтообразец христианина это «образованный культурный человек» кроме всего прочего.Можно ли быть образованным человеком если не различаешь Кафку от Колобка?Если ты ничего кроме букваря и Библии за всю жизнь не читаешь,то в конце концов станешь либо сектантом ,либо фанатиком..Есть вещи для принятия которых нужно не слепо следовать Уайт а применять здравый смысл.


  • романец владимир

    |

    извинитесь за лож ,пока я не начал показывать цитаты ,НЕ ГОВОРИТЕ БЛИЖНЕМУ ЛЖИ…. еслибиблия человеческая книга,то конечно,кто нечитал кроме библии ничего невежа…….по одной библии столькотрудов написано,чтовыза всю жизнь не прочитаете….ЗАЧЕМ ИСКАТЬ ЗЕРНА В КУЧЕ ПЛЕВЕЛ,ТОГО ЖЕ КАФКИ,ЕСЛИ У НАС ЕСТЬ ЧИСТОЕ ХРАНИЛИЩЕ ОТБОРНЫХ ЗЕРЕН,КАК БИБЛИЯ….библиюизучают институты всю жизнь и не могут постигуть весь ее смысл


  • романец владимир

    |

    Если бы литература, подобная нынешней, не появилась на свет, то прекратилась бы та зараза, которая сегодня со­вершает свою опустошительную работу над человеческим разумом и сердцем. Книги про любовь, легкомысленные, завлекательные повести и даже литература, называемая ре­лигиозными романами, в которых автор выводит нравоуче­ние, — эти книги являются проклятием для читателей. Иная книга, быть может, и проникнута религиозными чувствами, но в большинстве случаев это сатана, прикрытый ангель­скими одеждами, чтобы легче ему было совершать свой об­ман. Никто так не стоит за правду и не хранит себя от ис­кушений, как те, которые воздерживаются от чтения подо­бных книг.ВДМ

    НЕ ЗАБЫВАЙТЕ,ЧТО УАЙТ БЫЛА РОВЕСТНИКОМ ДОСТОЕВСКОГО!!!

    Чтение художественной литературы приводит к разруше­нию духовного и неспособности видеть красоту священных страниц Библии. Оно возбуждает в человеке нездоровые чувства, лихорадочное воображение, лишает его ум работо­способности, отвлекает душу от молитвы и духовных уп­ражнений.

    Мои юные друзья! Спросите самих себя, какое влияние оказывает на вас чтение художественных книг? Можете ли вы после такого чтения открыть Библию и с увлечением чи­тать Слова Жизни? А может быть после этого Книга Божья кажется вам неинтересной? Книги про любовь, овладевая вашими мыслями, дают нездоровое направление вашему ра­зуму: они делают его неспособным задерживаться на важ­ных торжественных истинах, касающихся вашего спасения.

    Раз и навсегда откажитесь от пустого чтения. Оно не бу­дет содействовать укреплению ваших духовных сил. Напро­тив, оно посеет в вашем сознании чувства, развращающие ваши мысли и уводящие вас от Иисуса и Его драгоценных уроков. Ограждайте свой разум от всего, что способно его вести в ложном направлении. Не обременяйте его чтением легкомысленных вздорных рассказов, что не ведёт к укреп­лению его духовных сил. Какую пищу мы даём нашему уму, такими будут и наши мысли.

    Плевелы и Пшеница

    Дорогие юноши! не увлекайтесь чтением журналов, где преподносятся всякие художественные вымыслы. Отложите романы в сторону… Хорошо было бы очистить ваши дома от несерьёзных книг и журналов, которые есть изобретение сатаны. Молодёжь не должна отравлять свой разум такой пищей. Что общего у плевел с пшеницей? Пусть каждый, считающий себя последователем Христа, читает только то, что истинно и что имеет непреходящую цену.

    ВОТ ЧТО СКАЗАНО О РЕЛИГИОЗНЫХ РОМАНАХ!!!!

    и даже литература, называемая ре­лигиозными романами, в которых автор выводит нравоуче­ние, — эти книги являются проклятием для читателей. Иная книга, быть может, и проникнута религиозными чувствами, но в большинстве случаев это сатана, прикрытый ангель­скими одеждами, чтобы легче ему было совершать свой об­ман. Никто так не стоит за правду и не хранит себя от ис­кушений, как те, которые воздерживаются от чтения подо­бных книг.

    а когда уайт советует,что можно читать,тоэто ПП ПЦ ЖВ ДА ВБ и другая религиозная литература,например ПУТЕШЕСТВИЕ ПИЛИГРИМА и тд.


  • Ирина

    |

    Максим, спасибо за рецензию.

    Мне особенно бросилось в глаза то, как крысенок управлял Альфредо — под колпаком и за волосы. Как будто крыс — это замена мозга у Лингвини. Альфредо — марионетка. Однако успех в руках у него, а не у грызуна. Это красная линия мультика.
    В жизни точно то и есть! Люди имеют друзей и их достижения делают своими успехами! А эти «друзья» — всегда под колпаком! Почему? Крыс — имеет плохую репутацию, не имеет по сути ни дома, ни родни, ни денег. Он готов быть «под колпаком», поэтому им и пользуется Лингвини. Вылазьте из колпаков!

    P.S. После просмотра — нашла рецепт Рататуя — к вечеру запах стоял везде и пузики наелись того блюда… которое решило всё в жизни Крыса! Советую приготовить!


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"