Исследование кн. Неемии на тему «Принципы распределения десятины»

Неоднократно некоторые члены Церкви Адвентистов Седьмого Дня поднимали вопрос, связанный с десятиной в книге Неемии (главы 10 и 11): «имеем ли мы право распределять десятину следующим образом: одну часть из десятины передавать в конференцию, а девять частей из десятины оставлять на решение местных нужд по своему усмотрению?»

Официальная позиция Церкви в этом вопросе — вся десятина по закону, данному Богом Моисею должна передаваться в дом хранилища, а сегодня — это конференция, которая нанимает служителей-левитов и поддерживает их жизнь и служение на местах. Но считаю целесообразным все же не оставить без ответа поднятый вопрос относительно данного отрывка и представить мое исследование этих текстов на ваш суд.

«При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, [отделенные] для кладовой…» (Неем.10:38)

«И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять [оставались] в [прочих] городах.»(Неем.11:1)
«И поселились главы народа в Йэрушалайиме, а остальные люди бросили жребий, чтобы одного из каждого десятка поселить в Йэрушалайиме, священном городе, а девять остальных — в (других) городах. И благословил народ всех людей, которые по своей доброй воле согласились жить в Йэрушалайиме. (Неем.11:1-2, Танах Иудейский, перевод равви Давида Йосифона)

«І сиділи зверхники народу в Єрусалимі, а решта народу кинули жеребки, щоб привести одного з десяти сидіти в Єрусалимі, місті святому, а дев’ять частин зостаються по інших містах. І поблагословив народ усіх тих людей, що пожертвувалися сидіти в Єрусалимі.» (Укр. перевод проф.Огиенко)

Я поставил себе целью исследовать эту книгу, а особенно данный отрывок, чтобы самому быть готовым аргументировано ответить на вызов библейской системе поддержания служения.

Прочитал книгу Неемии и комментарий к ней (Новый Библейский комментарий издательства «Мирт» С.Петербург 2000) и посмотрел другие переводы для сравнения и мнение Духа Пророческого. Я обнаружил, что 10 и 11 главы принадлежат разным темам. Коментаторы сходятся во мнении, что 11 глава по смыслу является продолжением 7-й главы, где идет речь о восстановлении стен города Иерусалима, а в 11 главе о заселении Иерусалима достойными завета людьми. Отрывок с 8-й по 10-ю главы говорит о духовном возрождении народа — чтении Закона, покаянии и перепосвящении себя. Поэтому нельзя рассматривать 10 и 11 главы как единое целое в хронологическом описании и искать в них связи, что будто бы речь идет о святой десятине в 11 главе, где идет речь о десятине людей, которых необходимо отправить из других окрестных селений и городов в Иерусалим. В тот момент это была мудрая политика: важно не только отстроить Иерусалим, но также и определить тех, кто будет его населять.

Кроме того, текст 10:29 говорит о решении взять на себя обязательство поступать по закону Божьему, который был дан рукою Моисея. Таким образом они установили для себя наибольший авторитет в определении истины — Св. Писание (или Пятикнижие Моисеево) — и из него принимали обязательства. Текст 10:29 гласит: «…пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием — поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его…». Это указывает на то, что книга Неемии является вторичной по отношению к Торе. И это значит, что мы должны для себя избрать путь руководства от первоисточников — что Бог говорил о десятине в книгах Моисея (Числ.18:21-26).

Даже если допустить, что они (Израиль во дни Неемии) приняли не совсем такой путь как описано у Моисея (хотя это не так, как выяснилось после исследования текста), то мы должны в своем выборе все равно ориентироваться на Тору, т.е. Закон Божий. Вторичность книги Неемии подразумевается ее историчным описанием событий после Вавилонского плена, и она не является прямым словом Божьим как Закон. Например, в исторических книгах описаны грехи многих героев веры, некоторые из них осуждены прямо, а некоторые нет (например, многоженство). Однако при исследовании мы учитываем деградацию человеческой нравственности и условия, в которых они находились. И мы делаем на основании этого вывод, что нам вовсе не следует поступать во всех вопросах так, как поступали герои веры. Наши взоры должны быть направлены на начало, где Бог ясно определил, как нам поступать. Подобно ответу Иисуса на вопрос о разводе Иисус направил взоры в самый Едем сказав: «а сначала не было так» (Матф.19:8). Когда же мы читаем закон Божий, мы должны быть внимательны к тому, чтобы правильно понять то, чего ожидает от нас Господь, и поступать соответственно изложенным там принципам.

В текстах 32 и 33 главы 10 написано, что они решили положить для себя закон отдавать по трети сикля на служение в Доме Божьем — на хлебы предложения и жертвы за грех. Интересно,что в законе требуется от каждого исчисленного в Израиле приносить по полсикля при переписи Израиля (Исх.30:11-16). Это, пожалуй, единственное похожее место с решением приносить для служения Скинии по трети сикля и каждогодно, что значительно больше полсикля если перепись не проводилась каждый год.

Дальше описана организация доставки дров на жертвенник, и начатки плодов для священников, первородных из сыновей своих, и скота. И в тексте 37 говорится, что все это должно быть доставлено священникам в кладовые дома Божьего, т.е. в Иерусалим. Здесь же и первое упоминание десятины от земледелия для левитов. И они должны брать ее во всех городах, где есть земледелие. Следовательно, там, где нет земледелия, левит ничего от земли взять не сможет для своего пропитания. Ведь не по всей территории Палестины возможно заниматься земледелием, хотя и там могли жить люди из народа Израильского, и среди них также должен был находиться левит, наставляющий народ в законе. По всем городам к этому времени уже имелась практика синагог, зародившаяся в Вавилонском плену. В тех местах, где не было земледелия, люди могли заниматься животноводством, рыбной ловлей или еще чем-нибудь. И с их деятельности левиты также собирали десятину. В других переводах переведено «где мы трудимся» (Танах и Укр.), что подразумевает не только плоды земледелия, но и любой другой трудовой деятельности. А вот уже в 38 тексте сказано: «При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, [отделенные] для кладовой» (Неем.10:38). Здесь уже действительно сказано, что левиты десятины из собранных десятин передавали в Иерусалим. Богослов Родригес утверждает, что помимо Иерусалимской сокровищницы были и промежуточные «районного» масштаба куда и сносили левиты все десятины от народа, десятую часть передавали в Иерусалим и остальное распределяли между семьями левитов на данной территории. За этим следил священник из семьи Аарона. Похожими «районными» сокровищницами сегодня являются конференции.

В Иерусалиме с этих десятин жили те, кто трудился при Храме. А именно: «священники, привратники и певцы» (текст 39, хотя в других переводах он отсутствует) Видимо, эта система распределения десятинных средств среди левитов и священников была в то время наиболее удобной и совершенной.

ПП50:7 Десятиной могли пользоваться исключительно левиты, колено, которое было выделено для служения в скинии. Но этим взносы на религиозные нужды не ограничивались. Скиния, а впоследствии и храм, строились всецело на добровольные приношения; кроме того, Моисей постановил, чтобы на проведение необходимых ремонтных работ и на другие расходы всякий раз при исчислении народа каждый вносил половину сикля для «служения скинии». Во времена Неемии на это также вносились годовые взносы (см. Исх.30:12-16; 4 Цар.12:4-5; 2 Пар. 24:4-13; Неем.10:32-33).

Все было тщательно продумано, чтобы ни один левит или священник не был оставлен без поддержания. И за этим следили приставленные священники. Очень важно отметить заботу о Доме Божием в Иерусалиме, выраженную в словах: «И мы не оставим дома Бога нашего» (Неем.10:39). Это делает вызов тем, кто думает узко в рамках только своей общины, а не общего дела Божьего. Иерусалим — это центр Израиля, откуда осуществлялась организация жизни и служения всего израильского народа. В наше время Иерусалим можно сравнить с Генеральной конференцией, где решаются насущные проблемы всей адвентистской Церкви и идет распределение средств, учитывая глобальность евангельской миссии.

Сегодня каждый призванный служитель получает вознаграждение из десятин, которые приносят члены Церкви. И система распределения сегодня имеет гораздо большие возможности для равномерного поддержания дела Божия по всем местам, чем это было во дни Неемии. Ведь в разных местах — разное количество членов Церкви, от нескольких сотен до нескольких человек. А есть районы, где вообще нет присутствия адвентистов; и миссионеры, откликнувшиеся на призыв конференции идти и совершать там служение, получают поддержку из десятин, собранных на других полях. Это мудрое распределение средств позволяет равномерно поддерживать и развивать дело Евангелия по всей территории. Принцип сохраняется библейский.

Было бы неправильно, если бы один пастор пользовался девятью десятых частей от десятины, собранной большой общиной, где он несет служение, в то время как другой служитель, работающий с маленькой группкой верующих, оказался бы в нужде со своей семьей. Последний вынужден был бы оставить это служение и, чтобы прокормить свою семью, искать работу, не связанную с проповедью евангелия. От такого неверного распределения средств дело Бога потерпело бы большой урон. Для этого и была организована всемирная Церковь как объединение поместных церквей, чтобы совместными усилиями всех членов Церкви по всему миру дело Божие было бы быстрее завершено. Таким образом, поскольку на съездах всемирная Церковь определила, какое служение может поддерживаться десятинными средствами, то не должно быть никакой самодеятельности на этот счет на местах. Церкви, которые замыкаются только на своих проблемах и не желают вникать в проблемы на других полях, этим исключают себя из всемирного братства Церкви Христовой. Они безразличны к тому, что где-то труднее, чем у них, и все же решаются удерживать десятину для благоустройства молитвенных домов, или же сами определяют, кого они будут считать левитом, а кого нет. Таковые не задумываются, что этим поступком они так же обкрадывают Бога, как и те, кто вообще не приносит никаких средств. Беря на себя функцию распределения десятины, они, тем самым, ставят себя на место Бога.

«Каждый третий год вторая десятина использовалась для угощения левитов и бедных, как сказал Моисей: «…чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались» (Втор. 26:12). Эта десятина расходовалась в благотворительных целях и для оказания гостеприимства.» (ПП, гл.51)

Выводы:
1) «При левитах, когда они будут брать левитскую десятину» Неем.10:38 — Десятина бралась левитами и была в их распоряжении. Не синагоги распоряжались десятиной на свои внутренние нужды, а левиты. Потому и названа десятина «левитская».

2) «вступили в обязательство с клятвою и проклятием — поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея» Неем.10:29 — Они руководствовались законом — Торой в принятии решений, поэтому нам принимать решения также нужно руководствуясь законом, как первоисточником. Закон первичен, историческое описание книги Неемии — вторично. И если бы они и сделали бы что-нибудь не так, как в законе написано, то это не означает перемену закона, и что нам нужно поступать также. Однажды мне предложили десятину лично, но я отказался, объяснив, что это будет наше совместное ограбление Бога.

3) Стоит также принять во внимание, что решение было принято на всеобщем соборе Израиля, а не отдельной синагоги, города или небольшой группы левитов. Это указывает и нам на важность подчинения авторитету и решениям Генеральной Конференции всемирной Церкви АСД, в состав которой мы входим. Во вступлении к церковному руководству сказано: «Наивысшим авторитетом после Бога среди адвентистов седьмого дня является воля всего этого народа, выраженная в решениях Генеральной Конференции, действующей в пределах ее законных прав; и этим решениям должны подчиняться все без исключения, если нельзя доказать, что эти решения противоречат Слову Божьему и праву свободы совести» (1877, Ревью энд Геральд, т. 50, 14, с.106) «Некоторые совершают большую ошибку, отдавая предпочтение разуму и суждению одного человека или небольшой группе людей, в то время как полной мерой авторитета и влияния Бог наделил Свою Церковь в голосе ГК, собирающейся для вынесения планов, способствующих процветанию и продвижению Его работы.» (СЦ, т.9,с.261). «Церковь Христова находится в постоянной опасности. Сатана стремится уничтожить народ Божий, поэтому никак нельзя полагаться на ум и суждение одного человека. Христос хочет, чтобы Его народ держался единства в теле Церкви, соблюдая порядок, устав и дисциплину, чтобы каждый подчинялся другому, почитая других выше себя». (СЦ, т.3, с.445) Т.е. когда мы подчиняемся решениям съездов ГК, мы тем самым способствуем единству Церкви и делаем ее сильнее.

4) Другой вопрос — кого сегодня можно считать левитом, который может содержаться на десятинные средства? Есть мнение, что им может стать любой, кто проповедует слово Божие. Верно ли это? Конечно. Но при официальном решении Церкви. Слово Божие могли возвещать в ветхозаветные дни не только левиты и священники, но любой член общества Израиля призывался к свидетельству о Боге — Ис.43:21: «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою». Тем не менее Богом специально было отделено целое колено в Израиле, которые должны были выполнять Божью работу постоянно и десятина левитская для них была вознаграждением за их служение. Во 2-й Пар 31:10,15-19 описывается, что были поставлены ответственные левиты за распределение «братьям-левитам» части из принесенного в дом хранилища «чтобы верно раздавать». Там же идет речь о списках тех, кому предназначалась поддержка из десятин — «сверх списка их, всем мужеского пола от трех лет и выше» (т.16). То есть при храме был учёт всех левитов и священников. 4-й текст говорит, что десятина для левитов и священников, чтоб они были ревностны в законе Божьем. Господь и в Новом завете провозглашает священство всех верующих для возвещения о Нем всем народам. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Но Павел все же утверждает Божий принцип поддержки тех, кого апостолы и церковь признали призванным для пастырства и проповеди Евангелия. «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.» (1 Кор.9:13-14). Апостол Павел доставлял собранные средства в Иерусалим.

Владимир Ярош
иллюстрация: Поль Гюстав Доре «Ездра читает книгу Закона народу (Неем.8:5-6)»

Ссылки по теме:
Что такое «дом хранилища», или Куда направляются церковные десятины