Да здравствует рэйволюция!

Проблему употребления наркотиков мы будем рассматривать вместе с вами в контексте современной танцевальной культуры, так как ночной клуб в первую очередь является клубом музыкальным. Есть ли зависимость употребления наркотиков от посещения клубов? Чем эти два зверя притягивают друг друга? Почему такое возвышенное божественное творение, как музыка и созданные искусственным путем химические вещества, вызывающие психологическую и физическую зависимость и наносящие прямой непоправимый вред человеческой личности, сотрудничают и, я подчеркну, породнились? В чём секрет этого парадокса? Есть ли связь между музыкой и употреблением наркотиков? Вместе с вами мы постараемся ответить на эти вопросы.

Какова роль музыки как таковой? Да и вообще, что такое музыка? Вы скажете, что это искусство. Это прекрасно. Это божественно. Вы слышите знакомую мелодию и вспоминаете свою свадьбу… Детскую колыбельную и теплые приятные прикосновения маминых рук… Кажется, что музыка вечна… «Только музыка имеет силу формировать характер; при помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства» (Аристотель). Вы знаете, что один вид музыки способен «говорить» к сердцу человека, другой действует так, что его слышит всё тело. Есть музыка, которая обращается к разуму, рождая мысли, образы, картины. Музыка затрагивает. Причем сразу. Достаточно несколько аккордов, чтобы сделать свой выбор. Мы все знаем, как быстро выбирается для прослушивания радиоволна.

Вот несколько слов об одном из музыкальных стилей: «джаз не заставляет мозг много думать о технической стороне музыки, он не принуждает душу углубляться в духовное, он не заставляет сердце чувствовать глубже — он затрагивает тело. Он [джаз] позволяет ему [телу] обновить жизненную силу с помощью определенного ритма и определенного звука: это дает людям — я имею в виду большинство — большую энергию и заинтересованность, чем музыка, которая напрягает ум тех, кто не хочет быть возвышенным духовно. Тех, кто не верит в духовные вещи и кто не хочет утруждаться, джаз оставляет в одиночестве, хотя в то же время он затрагивает всех, кто слышит его» (суфий Инайят Хан). Сказанное можно отнести к любому направлению современной музыки, и если так охарактеризован джаз, то что можно сказать о музыке танцевального формата? Именно в современных ритмах скрывается одна из основных экзистенциальных проблем века — безверие, проблема отчуждения и одиночества, глобального одиночества среди людей, проблема разрыва человека внутри самого себя. В современном человеке как никогда раньше ощущается внутренний разрыв, как будто в нем одном живет два Я, когда преследует ощущение, что многие поступки были совершены… не мной. Всё чаще возникают попытки бегства от самого себя: уехать, убежать, скрыться от всех, от самого себя… Думаю, такие симптомы хорошо знакомы каждому из нас.

Ночной клуб — это место, где всю ночь играет музыка формата «долой мозги — включай тело!» И молодые люди, влекомые низменными инстинктами, на протяжении недели живут мечтой «оттянуться» в клубе на выходных. По мнению специалистов, ИМЕННО В НОЧНОМ КЛУБЕ ВПЕРВЫЕ ПРОБУЮТ НАРКОТИК ДО 90 % «ТУСОВЩИКОВ» И, КАК ПРАВИЛО, ИЗ РУК СВОИХ ДРУЗЕЙ, ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «ПРОВОДНИКОВ». В период зарождения клубного движения, во времена первых рэйв-пати на открытом воздухе новые синтетические наркотики, пришедшие вместе с новыми музыкальными направлениями, превратились в то, что другими словами и не назовешь — часть ритуала поклонников новой танцевальной религии.

Экстази (сленговое написание «XTS») — современный клубный наркотик, самый дешевый в производстве и на рынке. Доступен даже подростку. Вдумайтесь в эти цифры: ЗА ДВА ВЫХОДНЫХ ДНЯ ТОЛЬКО В ЛОНДОНЕ НАСЧИТЫВАЕТСЯ 200.000 ЧЕЛОВЕК, УПОТРЕБИВШИХ ЭКСТАЗИ. Многие из них умудряются «закинуться» за это время несколько раз. Вы знаете, каковы последствия от приема только одного маленького колесика ХТS? Известны случаи потери памяти, слуха, зрения. В порывах страсти и безудержной энергии неопытные умирают от «перегрева» и обезвоживания, умирают прямо на танцполе. Этот наркотик делает человека счастливым настолько, что все, буквально все вокруг тебя в темном, грязном ночном клубе с ужасными сортирами делаются тебе братьями и сестрами. Ты всех любишь! И основная часть работы человеческого сознания при приеме препарата приходится на музыкальное воздействие. Музыка, именно танцевальная музыка, модная, легкая, популярная, понятная с первой нотки, именно ее барабанный бой и ненавязчивая «кислотная» («кислота» — сленговое название галлюциногенных наркотиков) мелодия делают человека открытым к эксперименту над своим телом, сознанием…

Даже если вы интеллигент, верующий человек или тихоня, в клубе вы подвергаетесь прессингу, с одной стороны, при помощи оглушающей музыки, а с другой стороны, публики, а это почти раздетые, точнее, почти не одетые малолетки, у которых есть только то, что у них есть, только то, что видно на них — это 16-тилетние наркоманки, готовые на всё ради удовольствия. На всё! Все вокруг вас «под кайфом». КЛУБ — ЭТО МЕСТО, ГДЕ СПЕЦИАЛЬНО СОБИРАЮТСЯ НАРКОМАНЫ, ЧТОБЫ ВЫПИТЬ ТАБЛЕТОЧКУ ИЛИ СКУШАТЬ «МАРОЧКУ» (из-за антисанитарии и следов от уколов при инъекциях наркотики в основном стали употребляться оральным путем в виде таблеток («колес») и «марок» — расфасованных доз в виде квадратных подушечек вроде крошечных пакетиков чая), и только после этого всё остальное. Вы знаете, когда начинает действовать ХТS? Каков он на вкус? Цвет? Нет?! Тогда будьте готовы к тому, что люди «под кайфом» очень хорошо понимают, кто вы такой. В клубе все равны, если «закинуты» [дозой], если на одной «волне». Вас вычислят с первого взгляда. Как бы вы ни оделись, как бы вы ни выглядели, вы чужой, пока вы не настроились на одну волну с теми, кому «хорошо»… ЕСЛИ ВЫ НИ РАЗУ НЕ ПРОБОВАЛИ НАРКОТИК И НИ РАЗУ НЕ БЫВАЛИ В КЛУБЕ, ЭТО СТАНЕТ ЯСНО ВСЕМ ПОЧТИ МГНОВЕННО. Вы выдадите себя почти сразу.

И именно из любви к «кайфу», из, так сказать, «святых» побуждений, искренних чувств, из социальной концепции братства всех людей вам предложат, нет, вам, скорее всего, подбросят «наркоту» либо в сок, или в чай или кофе, не важно, как, главное, чтобы она попала внутрь («так “прикольней”», — решат они). Вы новичок, и они вас «окрестят» своим «крещением». Знаете, что будет с вами происходить через 5 минут, через 10, 20? Лучше и не знать. Если вы не ожидали никаких изменений, если у вас нет никакой предварительной информации, если не было ничего такого, на ваш взгляд, что могло бы вызвать прилив такой сногсшибательной энергии, таких эмоций — «космических» чувств, — где гарантия, что вы не сойдете с ума? Кто поручится, что ваше внутреннее давление не «рванет»? Что «крыша» останется на месте?

Это еще не всё. Когда последний раз вы слышали, как громко работает двигатель самолета? В клубе говорить практически невозможно, даже если вы далеко от колонок и поближе к барной стойке. Всё время приходиться кричать. Диск-жокей для многих наркоманов является гуру, маленьким богом. Именно он ответственен за «кайф» в клубе. Он и сам на нужной «волне». НЕСКОЛЬКО ЛЕТ РАБОТАЯ ДИ-ДЖЕЕМ ВО МНОГИХ ГОРОДАХ СНГ, Я НЕ ВСТРЕЧАЛ НИ ОДНОГО ДИСК-ЖОКЕЯ, КОТОРЫЙ БЫ НЕ УПОТРЕБЛЯЛ НАРКОТИКИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ. Хочется добавить, что при наличии у человека, в частности у подростка, даже небольших врожденных аномалий в кислородном снабжении мозга — так называемой минимальной церебральной дисфункции — реакция навязывания ритма может вызвать откровенно патологическое состояние. Свойственная подросткам возбудимость во время танцев в большой толпе при очень громкой музыке может превратиться в эпилептический припадок.
ГАРАНТИРУЮ ВАМ, ЧТО ГРОХОЧУЩИЕ РИТМЫ, ОТ КОТОРЫХ НИКУДА НЕ ДЕНЕШЬСЯ, РАЗВЕ ЧТО В ТУАЛЕТЕ, В КОТОРЫЙ ОБЫЧНО ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УКОЛОТЬСЯ ИЛИ ЗАНЯТЬСЯ СЕКСОМ, БУДУТ ВЫЗЫВАТЬ У ВАС ЕДИНЫЕ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕГО ТАНЦПОЛА И КЛУБА ЭМОЦИИ. Они помогут вам потерять свое личностное «Я», вы просто начнете растворяться во всех. И из самых глубин души начнут подниматься низменные стадные инстинкты, и куда они вас приведут, я не могу сказать… Такое растворение индивидуальности всех слушающих плюс танцы и допинг приведет к резкому повышению внушаемости по отношению к источнику звука, а значит, к диск-жокею, самой музыке и словам в ней. Что бы в ней ни говорилось, будет для вас озарением, вы открыты для всего, в том числе и для любой сверхъестественной силы. Любой дух сможет говорить к вашему сердцу — вы прозрачны и доступны, при этом в глубине души воспринимаете всё реалистично и нравитесь самому себе. Вам нравятся люди вокруг, нравится обстановка. Вы не чувствуете ни тревоги, ни опасности. Пока всё хорошо. Но только пока. Пока не закончилась вечеринка, пока продолжается действие наркотика.

Хотя вы уже подходили несколько раз к барной стойке, чтобы что-нибудь выпить, ощущение «сказочного» счастья потихоньку тускнеет, вы чувствуете, что начинаете возвращаться домой, в реальность. И первая мысль — это вернуться, вернуться в миф, в сказку, в счастье… И вы практически не думая, интуитивно, как зомби заказываете себе выпивку покрепче… Выпиваете и возвращаетесь на танцпол, вновь погружаясь остатком сознания в барабанный грохот, напоминающий ритмы африканских шаманов. Когда-то очень давно одна моя знакомая, впервые побывав в ночном клубе, в разгар полуночного «веселья» пошутила: «Я бы тут осталась жить». Ее субъективный опыт показался ей истиной. Как легко человеку попасться на такую удочку, стоит только довериться себе, своим чувствам…

Каковы же последствия? САМЫЕ СТРАШНЫЕ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОЖИДАЮТ НАРКОМАНА, ВПЕРВЫЕ УПОТРЕБИВШЕГО СИЛЬНЫЙ НАРКОТИК, ВО ВРЕМЯ, КОГДА ДЕЙСТВИЕ НАРКОТИКА ОКАНЧИВАЕТСЯ. Как правило, если всё действие происходило ночью, то этот период припадает на утренние часы. В это время клубы закрываются, и вы отправляетесь туда, где должна быть теплая обстановка, горячая еда, а точнее, чай или кофе, так как в ближайшие два дня есть вам будет прямо-таки противно. Пока остаточное действие наркотика не прекратится, вам не будут доступны вкус пищи и аппетит в обычном понимании. Больше скажу, вас может даже тошнить при виде еды. Вы находитесь в состоянии, которое обычными человеческими словами описать просто невозможно. Вам так плохо, так плохо, что вы готовы на всё. Вы готовы отдать последние деньги, пожертвовать драгоценностями или необходимым для работы мобильником, только бы прекратилось это чудовищное состояние подавленности и депрессии. Вы хотите вернуться в сказку, в рай… Такое состояние можно сравнить только с потерей кого-то из близких. С другим видом боли не могу сравнить — это так. Состояние хуже не бывает. Вас всё раздражает, всё «напрягает», у вас безумные глаза, вам так грустно, что кажется, что вы потеряли всё, что было вам дорого. Это не просто состояние грусти — это еще и ужаснейшая пустота и ужас от реальности. ТЕПЕРЬ ВСЕ ВАШИ ПРОБЛЕМЫ ВНОВЬ ВСПЫХНУЛИ В ВАШЕМ СЕРДЦЕ, ВСЁ, ЧТО ВАС ТРЕВОЖИЛО И БЕСПОКОИЛО ДО ЭТОГО, ТЕПЕРЬ ВОЗВРАТИЛОСЬ К ВАМ С ТАКОЙ СИЛОЙ, ЧТО ВЫ ТОЧНО УВЕРЕНЫ: «Я С ЭТИМ НЕ СПРАВЛЮСЬ НИКОГДА!» И ВАМ НЕ ХОЧЕТСЯ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ, НИ УЧИТЬСЯ, НИ РАБОТАТЬ. И если вы сдаетесь, если вы говорите этой депрессии «да» — велика вероятность того, что вы попадете в так называемый марафон. Это когда наркоманы не спят почти что неделями, занимаясь поиском или производством самодельного наркотика, и при этом постоянно находятся в состоянии наркотического опьянения.

Вы считаете себя свободным человеком. Вы решаете, употреблять наркотик или нет. Ходить в клуб или нет. В этом наркоман видит высшее проявление свободы. ОСНОВНЫМ ФАКТОРОМ СВОЕЙ СВОБОДЫ ОН СЧИТАЕТ СВОЕ ПРАВО ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ — НО ПРАВДА В ТОМ, ЧТО НИЧЕГО ДРУГОГО ОН, В СУЩНОСТИ, ДЕЛАТЬ НЕ В СОСТОЯНИИ. Только техно, только «кислота» — говорят «тусовщики» ночных клубов. Музыка техно «не слушается без “кислоты”, без “кислоты” никакого “кайфа” дрыгаться нет, да и на ногах со всеми продержаться невозможно», — говорят они. «Существует Мекка поклонников клубной музыки. Это испанский остров Ибица. Там есть только пляжи и гигантские танцевальные клубы. Там 24 часа в сутки и 365 дней в году играет музыка в стиле хаус и техно и наркотики продаются практически на каждом шагу», — это слова одного из пациентов наркологического диспансера. Не кажется ли вам, что это религия? Не напоминают ли вам танцевальные марафоны в клубах под «кайфом» ритуальные танцы древних языческих племен? Всё племя равномерно, отрешившись от реальности, движется в ритме танца… Здесь всё то же самое. Все пляшут, чтобы спрятаться от себя, расслабиться. Новые язычники-нарциссы пытаются развоплотиться и на время ощутить себя членами виртуального «племени».

Взрослые даже не задумываются, что существует музыка, которую невозможно слушать без наркотиков. Здесь сама композиция, сам музыкальный стиль предполагает наличие наркотического опьянения у слушателя, а клуб — это место, где галлюциногенные наркотики (тот же экстази), оглушительная музыка и порочное окружение побуждают образованного молодого человека за одну ночь деградировать до уровня языческих народов, в массе своей исчезнувших с лица земли.

Сергей Легейда

Фото Максима Балаклицкого