Елеопомазание и исцеление

Пожалуй, не было и нет на нашей планете человека абсолютно здорового: вследствие умножения греха человечество страдает от множества болезней. Одни мы получаем по наследству, другие приобретаем в процессе безбожной жизни, нарушая Законы Божьи, законы природы, пренебрегая принципами здоровья в своих привычках. Болезни омрачают нашу жизнь. И очень часто человек в своем стремлении исцелиться прибегает к любым средствам, не задумываясь о том, какими могут быть последствия.

А как мы, христиане, подходим к лечению заболеваний? К кому прибегаем в первую очередь: к человеку или Богу? Что Господь говорит нам об исцелении? Какой путь указывает?
Как мы знаем из Писания, служение Христа на земле было служением спасения человечества от греха и смерти. В этом служении освобождение от болезней играло важную роль. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». (Мф.4:23)

Служение исцеления играло не менее заметную роль и в жизни учеников Иисуса, помазанных Им на это (см. Мф.10:7,8). В Евангелии от Марка 6:13 мы встречаем упоминание о том, что во время молитв об исцелении апостолы использовали елей: «…изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Масло в данном тексте означает оливковое масло, или елей, широко применяемый на Востоке для заправки светильников, в качестве продукта питания, в медицине, парфюмерии, для помазания царей, в религиозных обрядах и жертвоприношениях.

Какой смысл имеет помазание елеем в Библии? Ответ находим в Исх.40:9-15. Все, что помазывалось елеем, считалось очищенным и освященным. Таким образом, суть служения елеопомазания заключается в следующем: Бог желает очистить и освятить человека посредством исполнения его Святым Духом.

Елей также считался символом Духа Святого. Поэтому в елеопомазании заложен символический смысл. Изучая Писания Ветхого Завета мы не находим упоминания о молитве над больными с елеопомазанием. Но находим особый случай, при котором ветхозаветный священник мазал елеем исцеленного от проказы человека (Лев.14:14-18). То, что исцеленного от проказы мазали елеем, означало, что Бог полностью прощает его, очищает все его тело, и Дух Святой особым образом присутствует на этом человеке. Когда ученики Иисуса «мазали маслом» больных израильтян, знающих Закон, тем было понятно, что Бог прикасается к ним, прощая их, и очищает от болезней, как Он очищает прокаженного от проказы.

В наше время Господь по-прежнему желает очищать от проказы греха и освобождать от различных болезней Свой народ!

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:14-16).

Здесь Господь говорит, что первым нашим действием, когда мы заболели, должно быть обращение к нашим духовным наставникам — пастору и пресвитеру, — потому что любая болезнь является следствием нарушения духовных и физических законов. Инициатива проведения обряда елеопомазания исходит от того, кто болен, так как написано: «пусть призовет пресвитеров».

Часто обряд елеопомазания ошибочно считается предсмертным обрядом, но это не так. В тексте послания Иакова говорится: «Болен ли кто из вас…», а не: «Умирает ли кто из вас…» Однако служение помазания не должно совершаться при всяком обычном недомогании, его нужно совершать лишь в случае серьезного заболевания. Назначение помазания — не в благословении умирающего, но в том, чтобы исцелить живущего. К Богу нужно обращаться прежде, чем обращаться к человеческим средствам; в первую очередь, а не в последнюю. Суть помазания — не только просьба об исцелении, но и — самое главное — восстановлении самых тесных отношений с Господом; это передача своей жизни в руки Всемогущего со словами: «Да будет воля Твоя».

«Помазание, как правило, должно совершаться над соблюдающими заповеди.

Вы спрашиваете, должны ли мы молиться только о тех больных, кто пребывает в трехангельской вести, или же обо всех подающих прошение. Нам надлежит руководствоваться пятой главой послания Иакова: «Болен ли кто из вас…» Речь идет о тех, кто находится в нашей среде«. (Письмо 4,1857 Биография Е. Уайт т.1 с.404)

«Насколько я понимаю, текст Иакова относится к случаям, когда больной прикован к постели; когда он призывает пресвитеров церкви, они выполняют указания, данные Иаковом, помазывая его елеем во имя Господа и молясь над ним молитвой веры.

Не нужно призывать служителей церкви по поводу малейшего недомогания, потому что таким образом мы лишь обременим их. Если бы все так поступали, то у них не оставалось бы времени ни на что другое, но Господь дает нам благословенную возможность искать Его в личной ревностной молитве об облегчении бремени нагих душ, не утаивая ничего от Того, Кто призывает нас: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Насколько же благодарными мы должны быть за то, что Иисус исцеляет и может нести наши немощи и исцелять все наши болезни, если это будет во благо нам и во славу Ему. Некоторые умерли во дни Христа и во дни апостолов потому, что Господь знал, что так будет лучше для них«. (Медицинское служение ст.16.17)

Кто наделен правом совершать помазание? Совершать служение помазания имеют право только рукоположенные пресвитеры церкви; в случае отсутствия пастора нужно заручиться его согласием. Лучше, если помазание совершает пастор, а молитвами служат пресвитеры. Помимо пастора и пресвитеров на этом служении могут присутствовать и другие верующие, обладающие особым даром молитвы. Принимающий помазание может пригласить своих друзей.

Важно, чтобы служение совершал не один, а несколько пресвитеров, чтобы «слава чудотворца» не была закреплена за одним человеком. Чудо совершает не человек, а Бог! Чем больше служителей присутствуют при обряде, тем лучше; в тексте Послания слово «пресвитеры» стоит во множественном числе.

Подготовка к служению Для служения важна тщательная подготовка как пресвитера, так и страждущего члена церкви: мы полностью вверяем себя в руки Бога.

В начале обязательно должно быть собеседование! Пастор или пресвитер разъясняет больному, как подготовиться к совершению обряда. В самом начале необходимо выяснить, чего ждет человек от этого служения — полного исцеления или только облегчения течения болезни. Страждущий должен верить в то, что Бог способен исцелить и реально исцеляет сегодня («молитва веры исцелит болящего»), что Бог ответит.

Детально выясняются такие моменты, как связь с оккультной практикой (прецеденты бывают даже у членов церкви), ссоры, отсутствие мира в отношениях с кем-либо. Перед помазанием больному необходимо исследовать свое сердце. Прекрасным способом подготовки является индивидуальное изучение главы «Молитва за больного» в книге «Служение исцеления» Е. Уайт. Человек обязательно должен исповедать свои грехи перед Богом. Необходимо, чтобы у него было чистое сердце и мир со всеми. «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь». (Пс.65:18)

Человек должен обещать вести здоровый образ жизни, ведь многие болезни возникают в результате нарушения законов здоровья. Следует заверить больного в том, что Бог полностью прощает наши прошлые грехи, но было бы самонадеянно просить Его об исцелении нашего тела, если мы намереваемся и в дальнейшем наносить себе вред.

Важным является и верность члена церкви в возвращении десятины, так как в Мал. 3:9 недвусмысленно написано о проклятии.

Служение помазания может совершаться в церкви, дома у больного, в доме престарелых или больнице. Продолжительность и характер служения зависят от места проведения и состояния принимающего помазание. Желательно совершать обряд в посте.

Иногда мажут маслом лоб, иногда — висок, но не больное место. Елей является символом Святого Духа, а Он должен влиять на разум — поэтому помазывается голова. Совершают обычно один мазок или три. Служители молятся по очереди, последним произносит молитву веры тот, кто помазывает; при этом действии он говорит: «Помазываю тебя во имя Иисуса Христа» или «Во имя Иисуса Христа помазываю тебя елеем» (с полным доверием, что Богом благодаря заслугам Иисуса примет молитву).

Говоря о технических приемах, подчеркнем, что как таковые они не имеют принципиального значения — за всем стоит любящий Бог. Через все служение красной нитью должна проходить мысль о том, что все в руках Божьих и Бог достоин доверия. Необходимо сразу нацеливать человека, что благодарить нужно не служителя, а Бога. Важно объяснить, что исцеляет не капелька оливкового масла, но только Бог. Это не ритуал, а служение Богу! Исцеление совершает Сам Бог!

«Не помазание исцеляет больного. …Человек не в силах исцелить больного, но по молитве веры Всемогущий Целитель исполняет Свое обетование для тех, кто призвал Его имя». (Избранные вести т.3 стр.295)

Иногда Бог исцеляет незамедлительно, иногда медленно, иногда физического исцеления не происходит. Если подверженный недугу не выздоровел немедленно, это вовсе не должно истолковываться как знамение духовной слабости больного либо нежелание Бога исцелить его. Но следует сказать о том, что елеопомазание не обеспечивает стопроцентного исцеления. Отрицательный результат может быть по следующим причинам.

1. Нет воли Божьей на это исцеление. «В молитве за больного следует помнить, что «мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим. 8:26). Мы не знаем, послужит ли наибольшим благословением для больного то благо, которого мы для него желаем. Поэтому необходимо, чтобы наши молитвы включали в себя такие мысли: «Господи, Ты знаешь все тайны души. Ты знаешь этих людей. Иисус, их Заступник, отдал Свою жизнь за них. Его любовь к ним больше, чем вся наша любовь, на какую мы только способны. Поэтому, если это для Твоей славы и блага немощных, мы просим во имя Иисуса, чтобы их здоровье вернулось. Если на то, чтобы они выздоровели, не будет Твоего соизволения, мы просим, чтобы Твоя благодать утешила их и Твое присутствие поддержало их в их страданиях» («Служение исцеления»).

2. Больной не готов (исповедал не все грехи, не примирился с кем-либо, не желает изменить образ жизни).

3. Не готов служитель, совершающий елеопомазание (Пс.65:18).
Но в остальных случаях мы вправе ожидать положительного ответа.

Заметна такая тенденция: те христиане, которые, не доверяя Господу или не зная еще Его силу исцеления, обращаются сначала к врачам, — затрачивают больше средств на лечение, чем те, кто сначала обращается к Богу за получением исцеления. И даже если Господь сразу не дает полного исцеления, то Он указывает более простой, дешевый и эффективный путь. Елеопомазание не исключает обращение к традиционной медицине. Человек должен быть готов использовать человеческие средства исцеления. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходят свыше». (Иак.1:17) Возможно, Бог уже наделил даром исцеления того врача, к которому Он приводит больного. Бог творит чудеса, но зачастую совершает их через способности, которые Он дает человеку.

Обряд елеопомазания — это ваше преимущество и право, воспользуйтесь им! Покажите Богу, что вы верите в Его слово, и вы можете стать свидетелями проявления Его силы в исцелении. Не следует бояться или пренебрегать этим обетованием, оно дано для вас. И нет нужды искать исцеления в других церквах или у сомнительных людей, ведь у нас есть великий Целитель — наш Господь!

Опыты исцелений
Сергей Молчанов: «На служение елеопомазания я попал в 1997 году с проповедником братом Гапоном. Сестра, которая обратилась с просьбой о елеопомазании, страдала раком легкого. Врачи предложили операцию. Но верующий человек, прежде чем обратиться за помощью к врачам при серьезном недуге, обязательно обратится к Господу. После молитвы елеопомазания сестра прекрасно перенесла операцию и до сих пор здравствует, не имея проблем со здоровьем. После этого я лично, с помощью других пресвитеров, совершил около тридцати служений.

В результате елеопомазаний зарегистрированы случаи исцеления без вмешательства врачей от следующих недугов: астматический бронхит, отит, анемия, рак желудка. Замечено существенное улучшение здоровья у братьев и сестер, страдавших болезнями почек, вегетососудистой дистонией, холециститом.

В двух случаях Господь не давал исцеление от физических недугов, но даровал страдающим сестрам колоссальную духовную силу спокойно умереть без всяких мучений и с глубокой верой в душе, которая поразила даже неверующих родственников.

Надо признать, что в четырех случаях елеопомазание имело обратный эффект: духовное и физическое состояние больных ухудшилось. Проведенный анализ причин происшедшего показал, что во время служения ими были скрыты грехи — курение, употребление алкоголя и т. д.

Таким образом, в результате семи лет служения исцеления, автор убедился в могучей силе Божьей, которая изливается на тех, кто прибегает к Нему в молитве елеопомазания«.

Константин Садовник: «За свое недолгое служение пресвитером и пастором (почти шесть лет) я совершил более девяноста елеопомазаний, и более чем в семидесяти случаях я видел исцеление больных. Когда я готовлю брата или сестру к этой особой молитве, в основном я рекомендую прочитать им главы «Молитва за больных» и «Использование лечебных средств» из книги Е. Уайт «Служение исцеления». Эти главы раскрывают человеку, в чем может быть причина его болезни и как необходимо приготовиться к елеопомазанию.

Приведу несколько случаев чудесных ответов на молитву елеопомазания, которую мне довелось совершать. В начале этого года ко мне обратилась сестра из Краснограда, имеющая диагноз «отслоение плаценты и угроза прерывания беременности». У нее на руках было два заключения УЗИ, подтверждающих этот диагноз, и врачи предложили ей немедленно лечь в больницу на сохранение. Но она сначала решила обратиться к Господу, попросив совершить над ней елеопомазание. Я изложил ей по телефону условия совершения этого обряда и предложил приехать в Мерефу. В субботу после богослужения в присутствии ее мужа я совершил над женщиной молитву с елеопомазанием. В больницу она так и не легла. Спустя две недели сделали повторное обследование УЗИ — отслоения плаценты не было обнаружено, и состояние плода было хорошим. Плод развивался хорошо и родился крепкий и здоровый мальчик. Слава Богу!

Другой случай. Сестра из Новой Водолаги попросила меня помолиться с елеопомазанием над ее пятимесячным сыном, у которого была врожденная закупорка слезного протока левого глаза. Врачи предложили сделать операцию, но сначала женщина и ее муж решили воспользоваться библейским методом. Они выполнили соответствующее приготовление как родители ребенка, и мы совершили молитву елеопомазания над их сыном. В тот же вечер слезотечение у ребенка немного уменьшилось, а через две недели совсем прекратилось. Сейчас малышу год, и слезотечение так больше и не проявилось. Слава Богу!

Одна сестра из поселка Южный обратилась с просьбой о елеопомазании над ее мужем, который перенес инсульт, в результате чего у него парализовало левую сторону тела. Когда я приехал к нему совершать обряд, он мог только лежать на постели — ни подняться, ни сидеть он сам не мог. После предварительной беседы мы совершили молитву с елеопомазанием. После молитвы у меня появилось побуждение поднять его с постели и попробовать пройтись с ним по комнате. Вдвоем с его женой мы подняли его, и он прошел, хотя и с трудом, несколько кругов по комнате. Впервые после инсульта он встал с постели и ходил. Через месяц я узнал, что он каждый день встает с постели и все лучше и лучше ходит, и даже сам гуляет по улице. Слава Богу!

Можно было бы рассказать еще десятки опытов. Самое главное — что Господь готов исцелять нас по Его воле, если мы будем полагаться на Его Слово и верить Ему. Хотите увидеть проявление Его силы в исцелениях — тогда воспользуйтесь вашим преимуществом как верующие. В нашей церкви происходят чудеса!«

Конечно же, Бог в каждом конкретном случае исцеления действует особым образом. Главное — полностью довериться Ему и правильно понять Его волю.

Материалы: пасторы Степан Дрозд, Сергей Молчанов, Александр Пелах, Константин Садовник.
Автор: Елена Белоконь